Страницы

11 октября 2025

"В женское царство дорогу Грудью проложим себе".

Жоан Мари Сишон (Joan Marie Cichon) в своей монографии "Матриархат на Крите бронзового века. (Взгляд с точки зрения археомифологии и современных исследований матриархата.)" рассматривает всемирно-известную крито-минойскую фреску под неожиданным углом зрения.


На Крите, так же как и в Египте, женщины изображались бледнокожими, а мужчины — краснокожими. Стало быть, мы здесь видим двух девушек, принимающих участие в таврокатапсии.



Жёны Амона в «Сумерках» Египта.

Поэтически названное «Сумерками» Египта, первое тысячелетие до н. э. часто рассматривается как время общего упадка египетской культуры. Третий переходный период (1077—656 годы до н. э., династии XXI—XXV) характеризуется раздробленностью Древнего Египта.  Политическая раздробленность нашла отражение в глубоких изменениях в идеологии правления. В период 21-й династии Египет стал теократией, которой правил бог Амон, назначавший царей временными обладателями царской власти. Это означало, что элиты, такие как верховные жрецы Амона в Фивах, которые считались пользующимися благосклонностью Амона, могли брать на себя и брали на себя обязанности и прерогативы, традиционно связанные с царской властью. Фивы фактически стали столицей автономного теократического государства под контролем верховных жрецов Амона. 

Возможно, стремясь бороться с растущими сепаратистскими настроениями, а также ограничить влияние первосвященников Амона, фараон Осоркон III из 23-й династии назначил свою дочь Шепенвепет I в Фивах на должность жены бога Амона. Опыт оказался настолько успешным, что начал затмевать институт первосвященников Амона, и жёны бога Амона взяли на себя прерогативы царской власти. Статус жён Амона неуклонно рос, пока в 25-й династии эти женщины не стали занимать более высокое положение, чем цари, на частных и общественных памятниках Фив. Этот статус сохранялся до конца Саисского периода (525 гг. до н. э.).

Статуя Богини-жены Амона и Божественной возлюбленной Амона, Анхнеснеферибре