Страницы

21 октября 2025

Перуанские царицы.

В северной части Перу, в месте, где раньше существовала культура Моче (I–VIII века нашей эры), археологи сделали важное открытие. В крепости Паньямарка они нашли тронный зал VII века. На стенах этого зала есть рисунки, где можно увидеть женщину, сидящую на троне и принимающую посетителей.

До этого момента считалось, что у Моче были только жрицы, и не было женщин, которые правили. Эти новые фрески доказывают, что женщины могли иметь политическую власть.

Я думаю, что перуанские женщины-царицы были немногими исключениями на общем фоне патриархального мужского правления, типа царицы Екатерины Великой в России. Как сообщает Википедия, у посёлка Уака-Рахада в феврале 1987 года было обнаружено сохранившееся и неразграбленное захоронение. В нём покоился правитель, живший в III веке, а также вся его придворная свита. Сам правитель был погребён вместе со своими наложницами и другими подданными, принесёнными в жертву после его смерти. В правой руке он держал золотой скипетр, а на саркофаге у его ног были изображены побеждённые и подчинённые враги. 

Царицы Мероэ.

"По сообщению Плиния, в городе Мероэ возвышается храм Амона, а страной правит царица, которую он называет "кэндас". Это имя, говорит Плиний, передаётся от царицы к царице.  

Постоянство традиции, согласно которой правителем Мероэ всегда была царица, довольно любопытно. О ней говорится также и в единственном упоминании о Мероэ в Новом Завете, где в книге Деяний святых апостолов (8: 26-39) рассказывается о том, как Филиппом был окрещён "муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской". Мы знаем, что в Римской империи правителем обычно был мужчина. Свидетельство же о том, что Мероэ правила царица, должно отражать ту значительную роль, которая принадлежала женщинам в мероитском обществе" (цит. по: Шинни П. Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. С. 17-18).

Интересен орнамент на мероитской керамике.


Он напоминает мне крито-минойскую символику.