Кажется, "во время оно" на территории Японских островов тоже проживала "чудь белоглазая".
Многие исследователи культуры айну (Дж. Бэчелор., С. Цубои, Б.О. Пилсудский, Л.Я. Штернберг) в разное время и от разных информантов записывали т. н. легенду о цорпок-куру. В самом обобщенном виде легенда о цорпок-куру выглядит следующим образом: когда айну пришли на Хоккайдо/Сахалин, то они столкнулись с народом, живущим в землянках и изготовляющим керамическую посуду. Представители этого народа были невысокого роста (в легендах по всему северу России, на Урале и в Сибири часто их описывают как низкорослый народ) и внешне не сильно отличались от айну, также как и айну охотились на сухопутных и морских зверей и ловили рыбу. Кроме того, имели обыкновение похищать айнских женщин, из-за чего айну стали вести с этим племенем войны и, в конце концов, вынудили его покинуть Хоккайдо/Сахалин.
На Хоккайдо это мифическое доайнское племя называлось цорпок-куру, на Сахалине – тонци.
Мы знаем, на каком-то этапе «чудь ушла под землю», и то же рассказывают про цорпок-куру. Чудь всегда описываются как язычники, яростное нежелание принимать новую веру указывается как одна из основных причин, заставившая их уйти под землю.
Когда начались серьезные исследования айну, а также археологические исследования культуры Дзёмон, то антропологи неоднократно расспрашивали айну о происхождении котлованов, оставшихся от землянок, керамики и каменных орудий, и в ответ получали легенду о цорпок-куру.