Страницы

23 мая 2022

Менструальное табу как женская "суббота".

Недалёкие умом современные феминистки считают менструальное табу "одной из крайних форм гендерной дискриминации". Однако вот что говорит Кэролин Найтхаммер, автор монографии "Дочери Земли: жизнь и легенды индейских женщин":

"Нам практика изгнания женщин из дома и деревни из-за естественного и здорового явления кажется суровой и жестокой. Но мужчины составляли только половину населения каждого племени, и они никак не могли бы насаждать такие традиции без сотрудничества со стороны женщин. Почему женщины не роптали и не отказывались уходить в лес раз в месяц?

Давайте вкратце взглянем на жизнь индейской женщины. Тяжёлый труд был ежедневным уделом любой группы в ранние времена, даже несмотря на то, что Мать-Земля была богата и хорошо обеспечивала своих детей. Там были поля, которые нужно было засевать, ухаживать и собирать урожай; дикие продукты, которые нужно было собирать, сушить и хранить; мясо, которое нужно было приготовить для вяления, и шкуры, которые нужно было дубить и шить из них одежду и палатки. Когда индианка готовила еду, она проходила весь путь от посадки кукурузного зерна и разделки бизона или оленя до накладывания еды в сделанные ею глиняные миски или корзины - и всё это при рождении и уходе за детьми. Стоит ли удивляться, что четырёхдневный отдых каждый месяц казался приемлемой традицией? Помимо страха подвергнуться нападению врага вдали от защиты деревни, пребывание в одиночестве в хижине в тишине и покое или с несколькими другими женщинами для компании, приготовление пищи только для себя и купание в ручье было неплохим отдыхом. Один антрополог сообщает, что женщины чипавайан в субарктическом Саскачеване, по-видимому, держали истинную природу менструального цикла в секрете от мужчин. Когда женщина хотела избежать встречи со своим мужем, что могло происходить несколько раз в месяц, она просто уходила из палатки и шла в менструальную хижину (Oswald, 1966:37)". 

Женщина чипавайан, 1918 год.

По мнению антропологов Томаса Бакли и Альмы Готлиб, кросс-культурные исследования показывают, что, хотя табу на менструацию почти универсальны, и хотя многие из них связаны с понятиями нечистоты (ритуальной нечистоты), "менструальные ритуалы воспринимаются женщинами как защитные и расширяющие возможности, предлагающие женщинам пространство, отделённое от мужского взгляда и от нежелательного сексуального или домашнего давления и требований". Поучительный пример приводит антрополог Уинн Магги, которая провела годы, живя в крестьянском обществе народа калаш в районе Читрал на северо-западе Пакистана. Она описывает общинный башали (большой менструальный дом) как "самое святое место" деревни, уважаемое мужчинами и служащее женским организационным центром для установления и поддержания гендерной солидарности и власти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий