Страницы

16 октября 2025

Пчела в крито-минойском искусстве.

Пчела – распространённый символ на минойском Крите. Мария Гимбутас подробно описывает многочисленные примеры пчелы в минойской иконографии. Среди наиболее известных: знаменитая золотая подвеска из Малии с изображением двух пчёл, держащих большую каплю мёда (XVII век до н.э.), 

Золотое украшение в виде двух пчел из погребения некрополя Маллии. Начало I I тыс. до н. э.

и золотое кольцо Исопаты (найденное в гробнице близ Кносса, датируемое ок. 1500 г. до н. э.) с изображением Богини и трёх поклонниц, «обычно считающихся мелиссами, или пчёлами».

Золотое кольцо Исопаты

Затем она прослеживает символику пчелы в греческих ювелирных изделиях VII-V веков, в беотийской амфоре, датируемой 700 годом до н. э., и в Артемиде Эфесской. Культовым животным Артемиды Эфесской была пчела, и Гимбутас утверждает, что «организация святилища в классические времена основывалась на символической аналогии с ульем». Не только социальная организация храма Артемиды в Эфесе была построена по образцу «символической аналогии с ульем», но, как утверждается, и социальная организация минойской цивилизации также была основана на этом образце. То есть социальная организация пчелиного улья отражала социальную организацию критян бронзового века. По мнению археолога Синклера Худа, «древние обычно считали пчелиную матку царицей и описывали её так». 

Gold bee ornament, 1700-1600 bce Minoan

Я полагаю, символы, которые циркулируют в том или ином обществе, отражают характер этого общества. Например, римский орёл, тесно связанный с культом Юпитера, отражал идеологию государства, основанного на законе, дисциплине и господстве. Вполне возможно, что пчела являлась олицетворением жрицы-царицы на Крите. 

Королева пчёл. Lea Bradovich, американская художница с 1955 г.р.

Я не думаю, что там был какой-то "закон о престолонаследии", согласно которому устанавливалась гинекократия. Всё это было целиком соткано из тонких нитей мифологии. Мифы говорили о том, как обстояло дело в "золотой век", и люди, по мере сил и возможностей, старались осуществить идеальное общество, которое было на земле "во время оно". Если храм Артемиды в Эфесе был построен по образцу «символической аналогии с ульем», то и всё общество в целом имело подобные устремления. Они не были оформлены законодательно, и наверно пренебрегались и нарушались самими же критянами, однако до нас дошли свидетельства о представлениях "морального большинства" крито-минойского общества (хотя численно оно могло представлять меньшинство), а что при этом думали и как жили кретяняне-дураки (которых могло быть большинство), о том ничего не сохранилось. Да оно и не интересно; как живут дураки, мы знаем на примере своей эпохи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий