Страницы

14 ноября 2025

Этрусская талассократия.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"До установления римского господства этруски доминировали на море. Сами названия двух морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое - Адриатическое - получило название от этрусской колонии Атрия (ныне Адрия). Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. Эти географические названия, которые мы употребляем по сей день, не всегда зная их значения, действительно показательны. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не может быть оспорен. Неудивительно, что древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократиито есть гегемонии этрусков на морях и благодаря морям. Диодор Сицилийский упоминает о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями»."

Этрусская талассократия напоминает о существовавшей прежде неё "талассократии Миноса". По лживому сообщению Фукидида, писавшего в V веке, Минос первым из властителей построил военно-морской флот и приобрёл господство над большей частью Эгейского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них, поставив там правителями своих сыновей. 

С лёгкой руки Фукидида, так повелось считать в исторической науке, что без царя и без единого централизованного государства талассократия невозможна. Однако этрусская талассократия никак не "стыкуется" с таким пониманием. Рим потому и покорил этрусков, что они никогда не были объединены в одно государство. Крупные города додекаполиса один за другим попадали в сферу влияния Рима, не делая ни единой попытки объединиться.

Очевидно, этрусская талассократия появилась и существовала вплоть до своего заката ок. 415 - 413 гг. до н. э. исключительно как семейный бизнес.

Если этрусская талассократия существовала в рамках семейного предпринимательства, то, вполне возможно, что и "талассократия Миноса" на Крите обходилась без царя; Минос был так же нужен критским купцам, как собаке — пятая нога. 

Правда, древние греки рассматривали плавающих на кораблях этрусков как пиратов. Но современные учёные склонны рассматривать эти утверждения греков как негативную пропаганду; пиратом в их глазах был любой иноземный моряк, который добивался успеха в своих морских предприятиях. Именно борьбой с пиратами в V в. до н. э. греческие Сиракузы хотели оправдать свои попытки прибрать к рукам рудники острова Эльба и Популонии.

Археология подтверждает вывод о том, что обычные этрусские торговцы часто вступали в ожесточённые стычки с другими судами. На древних вазах изображены этрусские купцы с отрядом солдат, охраняющих их груз. Это указывает на то, что «пираты», о которых говорили греки, были всего лишь обычными этрусскими торговцами. В те времена торговля была опасным делом, и, возможно, этруски были более подготовлены к самозащите, чем большинство других. Скорее всего, сами же греки и грабили этрусских торговцев, а когда те прибегали к оружию в целях защиты своих грузов, греки называли их "пиратами" и призывали к борьбе с этрусским пиратством.

Один из первых эпизодов морского противостояния этрусков и греков связан с попыткой фокейцев обосноваться в западной части Средиземноморья. Фокейцы одними из первых среди греков стали плавать к берегам Испании и Галлии. Около 600 года до н.э. в устье Роны на южном побережье Галлии они основали колонию Массалия, а в 562 году до н.э. — Алалию напротив побережья Этрурии.

Первоначально отношения между этрусками и фокейцами были дружественными, однако в 546 году до н.э. в Алалию прибыла новая волна колонистов-греков из Малой Азии, бежавших из-под власти персидского царя. Испытывая нужду в ресурсах, греки стали восполнять их дефицит, нападая на торговые корабли этрусков и похищая людей на побережье. Превращение Алалии в пиратскую базу тревожило не только этрусков, но и карфагенян, которые уже сталкивались с греками ранее у берегов Сицилии и теперь имели основания для опасений за судьбу своих колоний на Сардинии. Перед лицом общей угрозы карфагеняне около 540 года до н.э. обратились к этрускам с предложением заключить военный союз.

В ходе сражения, состоявшегося где-то у берегов Корсики, фокейцы как будто одержали победу. Правда, досталась она слишком высокой ценой: две трети их кораблей погибли, а носовые ростры уцелевших были сильно повреждены. Понимая, что следующего нападения им не выдержать, фокейцы покинули Корсику и всем народом перебрались сперва в Регий, а затем в Элею в Италии. Потери карфагенян и этрусков остаются неизвестными, но, должно быть, также были значительными. Вследствие этого сражения Корсика перешла в руки этрусков, а Карфаген сохранил за собой Сардинию (Источник).

Морская битва на кратере Аристонота, 675-650 годы до н.э.

Как видим, борцы с этрусским пиратством сами были пиратами. 

Здесь можно привести пример освоения Аляски предприимчивыми русскими купцами из Иркутска. Первым Главным правителем Русской Америки стал каргопольской купец Александр Баранов. Да и всё руководство РАК первоначально состояло из близких купеческих фамилий. 

Очевидно, этрусская и минойская талассократии тоже состояли из купеческих фамилий. А Миноса к купцам "прилепил" царебожник Фукидид.

Комментариев нет:

Отправить комментарий