Титанами считается ряд существ, порождённых Геей от Урана. По Гесиоду, титанов и титанид было ровно двенадцать — по шесть каждого пола. «Круг титанических владык численно равен кругу олимпийских богов, и это не голый подсчёт и изобретение, а симметрия смены. И те и другие пребывают во взаимном соотнесении, и как Зевс относится к Кроносу, так же и Посейдон относится к Океану, Гиперион и его сын Гелиос — к Аполлону, Кой и Феб — к Аполлону и Артемиде, Селена — к Артемиде» (Юнгер Ф. Греческие мифы. С .107).
А. Дугин пишет: "Титаны для греков воплощали в себе фигуры древних культов, которые предшествовали тем богам, которым поклонялись сами эллины (ионийцы, эолийцы, ахейцы и дорийцы), индоевропейские пришельцы в Средиземноморье и создатели доминирующей культуры. При этом структура отношений между собой и характер титанов в целом остаются крайне неопределёнными: это не цельное представление о древних культах, но довольно искусственная реконструкция отдельных сюжетов, образов и теологических концептов, относимых в область неопределённого хронологически прошлого. При этом в структуре эллинского историала титаны обозначают поле доиндоевропейской сакральности. Так как сами эллины видели в своей патриархальной религии совершенство, то титаны, по обратной логике, воплощали в себе нечто несовершенное, ещё незаконченное, незавершённое, недоведённое до конца. Титаны — это пред-боги, их несовершенное состояние. Они несут в себе будущую божественность, наделены сакральной мощью и силой, космогоническим масштабом и зачатками полноценных божественных свойств, но ещё в половинчатом, колеблющемся, не фиксированном состоянии. Это жидкие боги, не получившие окончательной фиксации" (цит. по: Эллинский логос. Дорога истины. — М.: Академический проект, 2016. С. 77).
"Все титаны (кроме Океана, который занял нейтральную позицию) поддержали восстание младшего из них Кроноса, который под влиянием матери Геи [1], возмущённой тем, что Уран сбросил в Тартар свои порождения, её детей — сторуких, циклопов и других хтонических чудовищ раннего цикла происхождения мира, оскопил железным серпом своего отца Урана, когда он спустился на брачное ложе Матери Земли. Из крови Урана, вылившейся в лоно Земли-Геи, появились на свет новые чудовища — эринии, мелии (женские духи ясеня) и т. д. Из фаллоса Урана, упавшего в Эгейское море, возникла пена, из которой на свет появилась богиня Афродита".
Интересно... Оказывается, Афродита, богиня любви, гораздо ближе к Эриниям, чем к Зевсу. Очевидно, и любовь имеет в себе титанические начала!
В платоновском диалоге «Пир» комедиограф Аристофан рассказывает миф об андрогинах — могущественных существах, посягнувших на божественную власть. По форме они напоминали шар, и парили в небе как воздушные шары. Некоторые из них поднимались вровень с горой Олимп, где сидели Зевс и Аполлон. Зевс испугался, что андрогины доберутся до него и займут его место, и приказал Аполлону разрезать их на половинки, чтобы они не могли подниматься в небо [2].
Идея вполне прозрачна и очевидна: на крыльях любви человек воспаряет на небеса и чувствует небесное блаженство; он "на седьмом небе" от счастья (или, по-английски, on cloud nine). Можно даже сказать, что одною ногою он оказывается в "Царстве Небесном".
Значит, любовь имеет свои собственные пути достижения небес, и её пути не совпадают с путями патриархальных религий.
| The creation of a beautiful Venus from sea foam |
Владимир Соловьёв в своём исследовании "Смысл любви" писал: "И ад, и земля и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни".
Этот пассаж из "Смысла любви" как раз подтверждает идею о том, что и сама Афродита, и её любовь являются жидкими субстанциями. Любовь даёт высокую температуру плавления, которая необходима для трансформации человеческой природы. И это, в общем, совпадает с преобразующей ролью женщины, о которой говорит Адриенн Рич (Adrienne Rich) в своей книге 1976 года «О рождённой быть женщиной»: "Она [женщина] преобразовала менструальную кровь в ребёнка [3] и в грудное молоко для его кормления; глину в горшок [4] и, таким образом, в средства хранения пищи, а также превращения её из сырой в приготовленную; растительное волокно в тканую одежду. Её преобразовательная деятельность распространилась на изобретение сельского хозяйства, общины и даже языка".
-----------------------------------------------------------------------------------
[1] Ещё более очевидна роль Геи в гигантомахии. Ф. Юнгер пишет об этом: «В какой мере гиганты настроены враждебно по отношению к богам? Они стали такими не сейчас, они таковы изначально, в согласии с Геей. Во время этой борьбы она страдает. Как изображено на пергамском фризе, она выходит из земли и наблюдает за битвой как страдающая мать. Сама она не перестаёт соучаствовать в ней, и ни один из богов не отваживается направить своё оружие прямо на Стенающую. Здесь она предстаёт как истинный враг Зевса, отвергающий его притязания на господство. В этом противостоянии Геи и Зевса ощущается сила, глубина и плодотворность борьбы, и её сотрясающую мощь ощущает только тот, кто хорошо понимает участие в ней Геи». Юнгер Ф. Греческие мифы. С. 79 — 80.
[2] Некогда наша природа, - так, приблизительно, повествует Аристофан в платоновском "Пире", - была далеко не такой, как теперь. Тогда ещё существовал андрогин, - существо, составленное из двух теперешних особей, и был он единою личностью. Эти андрогины были крепки и сильны и, в упоении своей мощью, надмились и захотели проложить путь на Небо, чтобы напасть на богов и самим сделаться как боги. Тогда Зевс и небожители решили ослабить их, рассекши каждого пополам, так, чтобы им пришлось уже ходить на двух ногах, а не на четырёх, как прежде. "А если я замечу, - сказал Зевс, - что они и тогда не усмирятся и не захотят успокоиться, то я ещё раз рассек их пополам, так что им придётся тогда уже прыгать на одной ножке".
Сказав это, Зевс стал разрезать людей пополам, как режут яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон повёртывал в сторону разреза лицо так, чтобы, глядя на своё увечье, человек становился скромнее, а всё остальное велено было залечить. И Аполлон, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие - оно и носит ныне название пупка.
И вот, когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине; они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. Тут Зевс, пожалев их, переставил вперёд их половые органы, которые до того были у них обращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как кузнечики. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдётся с мужчиной - достигалось хотя бы удовлетворение от соития и они могли передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
[4] Например, на территории проживания восточных славян первые археологические свидетельства керамического производства датируются VI–VII веками и представляют собой преимущественно лепную керамику, созданную женскими руками. Это подтверждается отпечатками пальцев, сохранившимися на древних черепках.
Также, по исследованиям археолога Людмилы Краевой, лепную посуду, в частности для сарматских племён, изготавливали в основном женщины, без помощи гончарного круга. Об этом говорят отпечатки ногтей на поверхности найденных горшков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий