Страницы

27 ноября 2025

О легимизации власти через женщину в Месоамерике.

Р. В. Кинжалов в статье "Женщина и власть в Месоамерике"  говорит, что "в Паленке, на стене одной из комнат Большого дворца, имеется рельеф с изображением какой-то торжественной церемонии (так называемый Барельеф рабов).

"Палетка рабов" из Паленке. Прорисовка Л. Шиле.

В центре композиции на сидении в виде двух скорченных связанных фигур восседает правитель — немолодой мужчина.  Голова правителя повёрнута влево: он внимательно смотрит на другого участника церемонии. Этот персонаж — молодой человек — расположился на сидении в виде скорченного человека с маской чудовища на лице. Волосы юноши, перевязанные лентой, украшает помещённый надо лбом цветок водяной лилии. В руках его, протянутых к центральной фигуре, этот персонаж держит высокий головной убор в виде митры. Этот головной убор (аналог европейской короны) венчает пучок из длинных перьев кецаля. Справа, также на сидении в виде скорченного фантастического существа (получеловек-полуолень), сидит полная пожилая женщина [1] в длинном платье, украшенном по краям вышивкой. Волосы её ниспадают на плечи; в них также вплетён цветок водяной лилии, помещённый на лбу. В вытянутых перед собой руках она держит большой знак щита, обтянутого человеческой кожей. На этом знаке находится персонифицированная фигура жертвенного кремня.

Выражение лиц у всех трёх персонажей спокойное и торжественное. Над их головами расположена большая надпись из 39 иероглифических блоков. Содержание, к сожалению, толкуется различными исследователями по-разному. Общий смысл, однако, ясен: речь идёт о передаче власти от одного мужчины к другому, а женщина обеспечивает обрядовую сакральную часть — кровавое жертвоприношение венчаемого на царство. По наиболее вероятному толкованию, фигура слева изображает покойного отца, а центральная фигура — нового правителя, сына предыдущего и женщины-матери.

Этот сюжет передачи власти встречается ещё в нескольких рельефах Паленке, и на них обязательно присутствует женщина-мать или жена. Следовательно, роль женщины в политической жизни майяского общества (во всяком случае в верхних, знатных слоях) была, безусловно, очень значительной, если не определяющей.

26 ноября 2025

Образ царицы Тамары в фольклоре.

Ю. Ю. Карпов в статье "Царица Тамара: реалии и образ в фольклоре" говорит, что "царицу Грузии Тамару знал и знает едва ли не весь Кавказ. С её именем связывают один из лучших периодов в жизни Грузии (годы правления: 1156-1184), когда страна обрела преобладающее политическое значение во всей Малой Азии, когда достигла новых высот литература и искусство, получили развитие нравственные основы общества". Равно и среди населения соседних с Грузией земель Тамара осталась в памяти в первую очередь просветительницей. «Как в Осетии, так и во всей горной полосе Чечни “эльгыцы” (святилища. — Ю. К.) построены, говорят ... во времена Тамары ... До Тамары чеченцы не знали ни Бога, ни “ццу” (божеств. — Ю. К.) и жили как животные в потёмках...» (Далгат В. Первобытная религия чеченцев // Терек, сб. 1893. Вып. 3. С. 91-92.).

Как видно, женщина, оказавшись на царском троне, не посрамила женский пол. Она проявила столь высокие человеческие качества, которые присущи далеко не каждому мужчине. Поэтому неудивительно, что эта женщина-правитель оказалась в неувядающем ореоле славы.

Грузины всячески превозносили добродетели и очарование Тамары. Одним из ярких выразителей общественного мнения был современник Тамары, автор знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. Согласно преданию, именно слова Шота: «Льва щенки равны друг другу, / Будь то львёнок или львица», произнесённые в ответ на вопрос о способности женщины править государством «узаконили право женщин на престол». По оценке Н. Я. Марра, поэма «Витязь в тигровой шкуре» была написана «для забавы царицы Тамар», ей — «прекрасной даме», она и посвящалась. Основной идеей произведения Н. Я. Марр считал культ женщины, аналогичный тому, что наблюдался в христианской Европе. 

Наиболее величественные черты образ Тамары приобрёл среди грузин-горцев. Согласно свидетельству Д. 3. Бакрадзе, исследователя середины XlX в., Тамара была единственной из числа всех грузинских царей, кому нашлось место, причём почетное место, в народных сказаниях сванов. Тамара, якобы, особенно любила Сванетию и часто проводила в ней время, строила там церкви и снабжала их богатыми иконами. «Она знаменитейшая из жён после Божьей Матери... Царица Тамара бессмертна: местопребывание её —  подземелье в Ушкули (сельское общество в Верх. Сванетии — Ю. К.), под церковью Божьей Матери, где она сидит в кувшине, держа в руке свечу». <...> «Царица Тамара подобна Божией Матери. Голова её увенчана золотою диадемою; в ушах висят бриллиантовые серьги, на шее надето ожерелье из драгоценных камней зелёного и красного цветов. Вся она облачена в светоцосные ризы, сияет как Божия Матерь», - передаёт автор статьи слова народной песни, которая с незапамятных времён поётся во всей Сванетии.

Православный образ благоверной царицы Тамары. Источник картинки

О власти женщин в Сахаре.

"В доколониальный период женщины играли важную роль в политической истории Западной Судана и прилегающих к нему районов Сахары. Арабские средневековые источники свидетельствуют о том, что существовало два основных типа участия женщин в управлении раннегосударственными и безгосударственными (племенными) образованиями. С одной стороны, женщины, обычно жёны, дочери и особенно сёстры правителей или представительницы возрастных групп, играющих ту же роль по отношению к молодым мужчинам-воинам, могли активно участвовать в общественной жизни в качестве советников. В фольклоре этот тип представлен фигурой Зарин у хауса. Позднее ту же роль играла Нана Асмау в период становления империи Сокото при Усмане дан Фодио и Мухаммаду Белло, т. е. при её отце и брате правителях. С другой стороны, женщины могли и не ограничиваться ролью советников. Они и сами нередко действовали в качестве правительниц и военных вождей. В фольклоре примером такого участия женщин в управлении обществом может служить Амина, правительница Заззау в странах Хауса. Этот тип авторитета женщин, вызывавший у европейцев при первом знакомстве ощущение «матриархата», очень часто упоминается во внешних, почти исключительно арабских, средневековых источниках по истории народов Западного Судана и Сахары. К недостаткам такого рода описаний относятся обилие в них ближневосточных фольклорных мотивов. О власти женщин гораздо нагляднее свидетельствует сохранившаяся до наших дней западносуданская и сахарская эпиграфика. Так, например, среди немногих обнаруженных до сих пор арабских надписей на могилах вблизи городища древнего Гао (Каукау) есть и указывающие на захоронение «цариц». Женщины-советники хорошо известны не только по современному западноафриканскому и сахарскому фольклору. Благодаря свидетельству великого магрибского путешественника Ибн Баттуты, мы знаем о случае, когда женщина-советник вмешалась в управление древним Мали, фактически способствуя дворцовому перевороту. Когда же переворот не удался, «раскаявшаяся» советница вернулась к своим прежним обязанностям, поскольку правитель «простил» её".

Так пишут Н. А. Добронравин и Ю. В. Пригорицкая в статье "Авторитет и власть женщин в Западном Судане и Сахаре" и приводят несколько примеров участия женщин в управлении:

25 ноября 2025

Институт женщин-соправительниц в империи Канем-Борну.

"На протяжении более тысячи лет — с VIII по XIX в. — в баесейне озера Чад развивался раннеполитической организм, получивший в историографической науке название Канем-Борну. Зародившийся к северу от озера как «царство Канем», а затем переросший в «империю Борну» к западу от берегов Чада, этот организм оказался сильнейшим потестарно-политическим фактором на огромной территории от Аира на севере до верховьев рек Шари и Логоне на юге. В сферу влияния Канем-Борну, этническим ядром которого был этнос канури, попали многочисленные народы: котоко, булала, хауса и многие другие'', - сообщает Д. Г. Бондарев в статье "Жена и мать? Роль женщины в истории Канем-Борну". 

The Kanem-Bornu Empire

"По мнению большинства исследователей, потестарная система Канема включала в себя два основных женских титула. Первый титул — магира (magira) давался матери правителя, второй титул гумсу (gumsu)— старшей жене наследстенного правителя маи. Эти две персоны, как принято считать, играли существенную, а иногда и решающую, роль в потестарной системе Канема".

Как видно на карте, империя Канем-Борну на востоке подходила вплотную к землям, на которых располагалось древнее царство Куш с царицами-кандакиями (от примерно 270–260 годы до н. э. до 306–314 годов н. э.). На западе империя соприкасалась с туарегами, у которых мать вождя могла накладывать вето на любое его решение, если оно ей не нравилось. К северу располагались территории гарамантов, у которых авторитет женщин был высок, а счёт родства вёлся по линии матери. Там же, на территории современного Туниса, на берегах озера Тритонис, проживали ливийские амазонки... Пожалуй, Северная Африка представляет не меньший интерес для исследования древних матриархальных обществ, чем Старая Европа.  

"Итак, властный институт Борну включал в себя систему женщин-соправительниц. По мнению большинства исследователей, она состояла из двух функциональных подсистем: институт матери правителя (магира) и институт жены правителя  (гумсу) [Palmer, Meek, Urvoy, Lebeuf, Kirk-Greene, Hodgkin]. В более поздний период борнуанской истории к этим титулам добавился третий (довона), выделивший в особую потестарную единицу старшую сестру правителя. Институт женщин-отправительниц неоднократно освещался в отечественных и зарубежных исследованиях [Куббель, 1960; Томановская, 1973; Evans-Pritchard, 1948; De Heiisch, 1958, 1962, 1972]. Р. Коен предпринял попытку проанализировать систему женского соправления на материалах этнополитической группы пабир, испытавшей сильное политическое влияние со стороны империи Борну [Cohen, 1977]".

24 ноября 2025

О положении женщины у ацтеков.

На основе источников раннеколониального периода, А. В. Калюта даёт общий обзор положения женщины в системе отношений господства и подчинения в управленческой иерархии науа в XV — начале XVI в., как на высшем, так и на низшем её уровнях, в статье "Сиуатлатоани и сиуапилли: к вопросу о роли женщин в потестарной организации общества науа".

"В языке науатль есть термины сиуатлатоани и сиуапилли, первый из которых можно приблизительно перевести как «правительница», «владычица», а второй — как «знатная женщина», «госпожа».

Существование женщин, облечённых властью, источники относят главным образом к далёкому прошлому, которое для науа неотделимо от мифов. У аборигенов Америки сюжет о господстве женщин, сменившемся господством мужчин, распространён на большой территории вплоть до Огненной Земли.

У ацтеков сюжет о господстве женщин не носит столь выраженного характера, как например, в преданиях бразильских индейцев.

Иштлилшочитль, хронист начала XVII в., основываясь на пиктографических кодексах, называет несколько «цариц» в своём списке правителей тольтеков, полулегендарного народа искусных ремесленников и мудрецов. Женщины фигурируют и в «царском» списке Анналов из Куаутитлана. Следует отметить, что оба источника приурочивают появление «цариц» уже ко временам «деградации» тольтеков. 

Изредка в преданиях о миграциях племён женские персонажи, подобно мужским, выступают в качестве предков-предводителей, давших своё имя отдельной племенной группе. В частности, об этом свидетельствует «Кодекс Ботурини», на одной из первых страниц которого среди четырёх теомамас, предводителей и духовных лидеров ацтеков-мешика во время их скитаний, изображена женщина по имени Чимальман («Черепаховый щит»). О ней упоминает и Хроника Мешикайотль ацтекского хрониста конца XVI — начала XVII в. Эрнандо Альварадо Тесосомока.

О кифаристе на саркофаге из Агиа-Триады.

О. А. Пушкова и А. В. Цыб в статье "Богиня-владычица минойского Крита" [1] делятся интересным наблюдением:"На знаменитом саркофаге из Агиа-Триады есть изображения двух фигур в женских платьях, с женскими формами, но однако они выписаны коричневой краской, которая, в отличие от белой, обозначала мужчин. Одна из этих фигур держит в руках музыкальный инструмент, наподобие кифары.



Некое сходство с ней обнаруживается у человека на фреске из Пилоса, известной как «Орфей». Слегка эллинизированная одежда, но та же форма тела, тот же, но более чётко изображённый инструмент и коричневый цвет лица.


Создаётся впечатление, что эти две работы выполнены в одной манере. Но есть отличие, которое как ни странно, может только сблизить в смысловом смысле эти два изображения. Рядом с пилосским «Орфеем» распростёр крылья большой голубь. Из этого позволительно будет сделать вывод: и «Орфей», и фигуры на саркофаге представляют собой жрецов Богини, служивших ей своей музыкой и сознательно утративших своё мужество. Возможно, они считали это необходимым, чтобы уподобиться женственности Великой Богини, возможно, чтобы навсегда охранить свою невинность от соблазнов, а возможно потому, что были убеждены в изначальной андрогинности Высшего божества и стремились уподобиться ему".

23 ноября 2025

Мы говорим "культура", подразумеваем — "матриархат".

"Там, где патриархат устанавливает власть оружия, матриархат устанавливает власть религии" (William Tompson, The Time Falling Bodies Take to Light, p. 149). "Матриархат устанавливает приоритет культуры, в отличие от политической власти, которая служит воплощением патриархата" (Ibid., p. 150).

Хорошо сказано. Я, в принципе, о том же говорю, когда использую образ паутины. Многочисленные табу, обычаи, традиции, ритуалы, как нити паутины, опутывают со всех сторон человека и не дают ему своевольничать. Конечно, всегда есть риск, что какой-нибудь "неадекватный" мужчина разрубит паутину женских установлений, как, например, Александр Македонский разрубил "гордиев узел", но, при благоприятном стечении обстоятельств, люди могут веками жить в русле Традиции, ничего не меняя. Кажется, именно таким образом люди жили на остров Крит; во всяком случае, там не было войн на протяжении 1500 лет, а может быть и больше... Если сравнить крито-минойскую цивилизацию с телегой, её колёса двигались в глубокой колее Традиции.    

3500-летняя минойская дорога, старейшая дорога в Европе

Глядя из настоящего времени, очень трудно представить себе матриархальное общество эпохи неолита, земледельческое общество, в котором ежедневная жизнь людей напоминала литургию [1].

Да и вообще, глядя на современных городских девушек и женщин, не верится, что они смогут взять в свои руки власть, даже если она будет валяться на дороге.

Женщины-литейщицы чуди белоглазой.

В истории финно-угорского населения был период (конец V-XII вв. н.э.), когда литейным делом занимались, в основном, женщины. Женщины изготавливали, в основном, различные украшения — «ажурные шумящие подвески» в домашних условиях на очаге. С X века стали появляться литейщики-мужчины, но ещё долгое время литейное производство оставалось в руках женщин. Захоронения женщин-литейщиц на марийских могильниках встречались вплоть до XIII века.

Между прочим, в Сети можно увидеть множество артефактов пермского звериного стиля. "Скорее всего, металлургами пермского звериного стиля были женщины: в пользу этой версии говорят находки литейных формочек в женских захоронениях" (Википедия).

Для пермского звериного стиля характерно изображение "богини"


и "человеколося".


22 ноября 2025

О религии микенского периода.

"Как свидетельствуют многочисленные археологические данные, в микенскую эпоху культ Богини-Матери не претерпел каких-либо существенных изменений и по-прежнему оставался центральным в религиозной жизни общества. При этом мужское божество было представлено в подчинённом богине образе", - говорит Мария Сергеевна Бабешко в своей диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук.

На мой взгляд, скульптура под названием «Европа и бык» Криса Риккардо даёт наглядное представление о религии микенского периода.

«Европа и бык» Криса Риккардо

"Согласно анализу минойских и критских изображений, основного, самостоятельного, культового характера не удаётся приписать мужскому божеству ни в одном из микенских периодов. Окончательную победу мужское божество одержит только в классической Греции".

Лишь несколько из множества фигурок животных — главным образом быков — найденных в качестве вотивных подношений у алтаря Зевса в Олимпии. Фигурки  датируются IX–VIII веками до н. э.

Минойские куропатки.

"Своеобразная печать «феминизма» лежит на всей минойской культуре. Уже Ф. Шахермайер [1] обратил внимание на определённую «женственность» художественного вкуса пеласгов. Это выраженное пристрастие архитекторов, скульпторов и художников к миниатюрным формам, часто идущее в ущерб монументальности; обилие всевозможных мелких деталей; предпочтение плавным, льющимся линиям; любовь к ярким, иногда даже несколько пёстрым тонам; наконец, особое настроение праздничности, пронизывающее все наиболее известные произведения классического критского искусства. Волшебные фрески, изображающие разноцветных куропаток, фантастических грифонов и элегантных женщин, причудливые золотые миниатюры, тонкие ювелирные изделия и изящные статуэтки - всё это говорит о «женском духе» минойской культуры" (Бабешко М. С. Проблема зла и феномен ведовства в мифологии и философии античности и европейского средневековья. - СПб., 2008. С. 41). 

Куропатки минойские

Куропатки в скалах. Деталь фрески из так называемого Караван-сарая в Кноссе. XVI в. до н. э.

Минойские куропатки.

21 ноября 2025

К истолкованию «Дамы с единорогом»

«Зрение» — одна из шести шпалер серии «Дама с единорогом».

 
Эта шпалера, изготовленная ок. 1490 года, удивительным образом соотносится с Элевсинскими мистериями. 

Проф. Андрей Зубов высказал предположение о том, что в Телестерионе в какой-то момент мисты переживали потрясающее видение. 

"Что они видели? Именно видели, а не слышали, не узнавали. Что они видели в этот момент в анактороне? Что могло их так потрясти?" - вопрошает проф. Зубов, и отвечает: 

"По всей видимости, и это моё предположение, каждый, так или иначе, в этом ребёнке, которого показывала Бримо-Персефона, являвшаяся в пламени огня - понимаете, Персефона могла быть жрицей, но она показывала ребёнка, и, каким-то образом каждый видел в этом ребёнке себя. Он узнавал себя, он понимал, что это он. Что он посвящённый, что он, как когда-то Демофонт, вынесен из огня, и он уже навсегда в вечности. И это откровение было столь поразительным и столь очевидным, что это нельзя было разыграть театрально, потому что были там сотни людей, и каждый видел себя, мужчины и женщины, старые и молодые. И это заставляло смолкнуть всех. Даже люди, обратившиеся впоследствии в христианство, всё равно оставались связанными обетом молчания" (Источник).

Я тут немного поправлю уважаемого профкссора. Очевидно, чудо было не в том, что мисты узнавали себя в ребёнке, которого показывала им Персефона. Чудо заключалось в том, что они видели себя преображёнными. Они, как в зеркале, видели своё отражение и узнавали себя, но при этом понимали, что отражение намного лучше оригинала. И вот на этом гобелене мы как раз видим застывшего в созерцинии единорога с блаженной улыбкой на лице. Наверно, так же улыбался бы уродливый горбун Квазимодо, если бы увидел своё отражение в зеркале в виде прекрасного мальчика Аттиса.

Матриархальные мотивы в сказках.

Женщина-Загадка оставила интересную  запись:

"Дело было вечером, делать было нечего. Сижу, никого не трогаю, читаю сыну сказку. Про Морозко. Отец вывез дочку в лес, на "замёрзнуть", потому, что новая жена приказала. Задумалась, стала вспоминать другие сказки. 

Золушка: мачеха всячески гнобит бедную сиротку, отец смотрит на это сквозь пальцы.

Белоснежка: То же самое.

Дикие лебеди: мачеха злыдня, отец вообще ни при делах. 

Гензель и Гретель...

В этих сказках везде присутствует матриархат и женское доминирование, причём очень даже уух какое доминирование. Иначе, если бы мужик был нормальным мужиком, - он бы что сделал? Грохнул кулаком по столу и рявкнул так, чтобы стёкла задрожали, и никто бы рОдную дитачку не обижал бы. А тут беспрекословно родных детей - на верную смерть, а мачехиных кукушат как родных холит и лелеет. 

Так я о чём? Я о том, что на земле раньше был вполне себе жизнеспособный матриархат, даже сказки об этом придумывали" (Источник).

20 ноября 2025

Длинные дома и матрилокальные кланы.

Eric Biermann в статье "Длинные дома культуры линейно-линейной керамики: первые крупные постройки в Центральной Европе. Соображения относительно количества жителей и их использования" говорит, что длинные дома носителей культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК) содержали гораздо больше жителей, чем предполагают современные исследователи. 

В начале статьи он приводит диаграмму, показывающую расчётное количество жителей в одном доме ЛЛК (слева) и среднее количество одновременно существующих домов в поселениях ЛЛК (справа).

Fig. 1: Estimated number of inhabitants per LBK house and average number of simultaneous houses in LBK settlements.

Эти расчёты показывают, что длинные дома населяли нуклеарные семьи, состоящие из отца, матери и их детей. Например, Й. Кнайпп предполагает, что общая численность жителей поселения, входящего в LBK центральное поселение Гребенштайн, округ Кассель (Германия), включая связанные с ним отдалённые поселения, составляла всего 150 человек, по десять жителей на дом.

Автор статьи считает такие подсчёты в корне неверными, и я с ним согласен.

Концепция длинного дома всегда связана с большой численностью населения во всех этнографических примерах. Длинные дома, известные по этнологическим и этноисторическим материалам, служили жилищами для многих родственных семей, часто даже целых кланов. Североамериканские ирокезы, чьё самоназвание также означает «люди длинных домов» (Haudenosaunee), служат ярким примером. Здесь обычно четыре-пять семей из одного клана жили в своих длинных домах, которые были примерно 25 метров в длину и 5 метров в ширину, вмещая от 20 до 200 человек каждый. Часто число жителей превышало 80-100 человек.

 
Iroquois Longhouse Inside
Iroquois Longhouse Inside

19 ноября 2025

О "рептилодных" фигурках.

Рассматривая "рептилоидные" фигурки убейдского периода (датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э.) Южной Месопотами, Бетти де Шонг Мидор говорит, что она сразу вспомнила строчки из поэм Энхедуанны: «Я (Инанна) - первая Змея, которая вышла из горы!». 


Мы хорошо знаем другую "горную" богиню, Кибелу. Её древнейшие нерукотворные святилища находились в горных пещерах.

Может быть, люди приходили в те святилища и устраивали там всенощные бдения? 

В воображении рисуется картина, похожая на знаменитый эпизод из фильма "Вий", где семинарист Хома Брут отпевает в часовне панночку-ведьму. Только вместо Вия из недр пещеры выползает Змея Инанна...

Здесь, конечно, сам собою напрашивается переход к дольменным погребениям, которые как раз представляют собой миниатюрные "пещерки" в горах, с отверстием в фасадной плите, через которое можно вползти "по-змеиному" внутрь гробницы и сбросить там старую змеиную шкурку.

18 ноября 2025

Патриархат и депопуляция.

Ognersan совершенно справедливо отмечает, что "для сохранения численности населения на одном уровне нужен суммарный коэффициент рождаемости около 2,1–2,4 ребёнка на одну женщину в течение жизни. Это возможно только тогда, когда практически все слои общества имеют детей — и бедные, и средний класс, и богатые" 

В современном социально расслоённом патриархальном обществе лишь самые богатые 10–15 % населения "могут позволить себе 3–5 детей и нанимают нянек, частные школы и т.д. Нижние 70–80 % (бедные и нижний средний класс) не могут позволить даже одного-двух без серьёзного падения уровня жизни.

Математика простая и беспощадная: когда рожают только богатые, а их всего 5–10 %, общий коэффициент рождаемости неизбежно падает до 1,0–1,3 и ниже ребёнка на женщину. Это уровень Южной Кореи (0,72), Италии (1,20), Испании (1,19) и почти всей Восточной Европы.

Коэффициент рождаемости в странах мира

Вывод, который почти никто не хочет произносить вслух: чем больше неравенство доходов и богатства в обществе, тем быстрее оно вымирает. Ирония в том, что именно «успешное», «победившее», сверхбогатое общество само себя стерилизует быстрее всех. Богатые продолжают рожать (немного), бедные перестают рожать совсем, а средний класс исчезает. Итог: через 2–3 поколения — нация превращается в горстку сверхбогатых стариков и огромное количество бедных одиночек без детей" (см.: Почему неравенство богатства = вымирание нации).

Сатиры и менады: попытка истолкования мифологемы.

Фигурки "богинь со змеями" представляют собой одно из нескольких связующих звеньев между минойской религией и феноменом менад в позднейшем греческом культе Диониса. Менады классического периода известны тем, что они брали в руки змей во время своих экстатических танцев.

Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum). Мрамор. Кон. I в. н. э.

Экстатическое запрокидывание головы назад, характерное для менад в состоянии транса, отчётливо видно на крито-минойском кольце Исопаты.

Golden ring with theophany show and ecstatic dancing from women in flowered field, which celebrate the wondrous fact of earthly appearance of the goddess to mortals. The Goddess is depicted as a sacred form (above left) in the sky of the scene framed, by holy symbols. - Isopatos Tomb, Knossos, Crete - MiddleMinoan Era I I - PalaioPalatial Period (1800 B.C.)

Интересно, какова роль Диониса в "доведении" древнегреческих женщин до иссупления? (Кажется, рогатый "дионис" был в своё время и на Крите, оставив после себя легенды о Минотавре.)

17 ноября 2025

Современные "бабы" по древним лекалам.

Я взглянул на идолы Золотой Бабы в Алтайском крае,

Современная Золотая баба. Этнопарк «Легенда» в окрестностях горного курорта «Белокуриха-2».
 
«Золотая баба» на горе Малой Синюхе

Золотая баба в селе Полеводка в шести километрах от Бийска на Алтае.

и подумал: да это же готовая тема для статьи об архетипах коллективного бессознательного в стиле Карла Юнга! 

О древнегреческой колонизации.

"Геродот описывает (1, 166), как фокейские пираты, обосновавшись на Корсике, совершали опустошительные набеги на соседние земли. Но наступил день, когда тиррены и карфагеняне, страдавшие от этих набегов больше других, объединились и дали фокейцам большой бой. Всех взятых в плен союзники побили камнями" (цит. по: З. Майяни. По следам этрусков. - М., "Вече", 2003. С. 134).

До сего дня я рассматривал греческую колонизацию под углом зрения Платона: «Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота» (диалог «Федон», 109b). 

Древняя Греция и земли, колонизированные греками.

А теперь, под углом зрения Геродота, становятся понятны основные причины колонизации. Как мы видим на примере фокейцев, греческие колонисты были отнюдь не мирными земледельцами. То есть, земледелием наверно занимались их жёны и дети, а мужчины предпочитали заниматься разбоем и грабежом на новых территориях. 

Грек-колонист и представитель аборигенного населения

16 ноября 2025

К вопросу о матриархате у этрусков (2).

Проф. Андрей Зубов указывает на глубокую архаичность религии этрусков, а архаичность всегда означает многозвучие матриархальных мотивов. 

Кажется, у этрусков имелось божество, подобное греческому Зевсу и римскому Юпитеру; во всяком случае, это божество под именем Тин изображалось с молниями в руках. 

Бронзовая статуэтка бога Тина с молниями в руке. V в. до Р.Х.

На мой взгляд, Тин похож на обезьяну с крито-минойских фресок.


Деталь изображения Богини, получающей красные тычинки (шафран) от обезьяны.

Супругой Тина является Уни. "Вы понимаете, - говорит А. Зубов, - что Уни – это Юнона, и отсюда слово «юная». Гера в греческой мифологии – это Уни для этрусков. Уни – покровительница царской власти.

О матрилинейности у этрусков.

На рисунках, найденных в Цере, изображён этрусский царь (точнее говоря, лукумон), современник Тарквиниев, сидящий со скипетром в левой руке на курульном кресле перед изображением богини. 

Этрусский лукумон на курульном кресле перед статуей богини. Цере. VI в. до н.э. 
 
Прорисовка

Интересно, что этот лукумон в туфлях с загнутыми кверху носами держит скипетр в левой руке. Как египетская богиня Сехмет.

Сехмет

14 ноября 2025

К вопросу о матриархате у этрусков.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"Известно, что гаруспики, профессиональные гадатели по внутренностям животных, как правило, сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме: Марий, будучи в Африке во время Югуртинской войны, встретил гаруспика, который предрёк ему блестящее будущее. Несколько лет спустя, в 89 г. до н. э., соперник Мария, Сулла, по советам гаруспика Кая Постумия даёт галлам битву при Ноле и одерживает победу. Ну а у Цезаря на службе был, если можно так выразиться, гаруспик-аристократ из рода Спуринна. Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор слушал его полезные советы, то уберёг бы свою жизнь".

Кажется, женщин-гаруспиков не было.

"Благодаря Цицерону нам отлично известно, что этрусская наука о гадании гаруспиков была изложена в «гаруспических» книгах («libri hагusрiciпi»). Этрусская религия в целом содержала настоящие догмы, систему доктрин, обозначенных латинским выражением «disciрliпа etrusса». Латинское слово «disсiрliпа» близко глаголу «discere», «изучать» (в отношении учащегося, «ученика»): действительно, юные гаруспики изучали «теоретические основы» своего мастерства по книгам и практиковались на бронзовых или терракотовых моделях печени".

Это напоминает кельтскую систему обучения друидов.

"Важной частью религиозной практики было также гадание по полёту птиц. Эта традиция поначалу кажется больше скорее римской, нежели этрусской. Достаточно вспомнить легенду об обращении Ромула и Рема к знамениям, связанным с полётом птиц, при основании Рима. Однако не будем забывать, что само основание Вечного Города было связано с этрусскими обрядами. В том, что касается полёта птиц, удивительный эпизод был связан с приездом в Рим будущего царя Тарквиния Приска, носившего тогда ещё имя Лукумон. Он дошёл до Яникула, что возвышается на правом (этрусском) берегу Тибра, где пролетавший орёл тихонько схватил его колпак и взмыл в небо, а затем снова спустился, чтобы вернуть колпак на голову нашего героя. Несомненно, это было предзнаменование, но одна лишь Танаквиль, супруга Тарквиния, смогла его разъяснить. Орёл - это птица Юпитера, царя среди богов, и без всяких сомнений, Лукумон был призван богами для правления в Риме: «Танаквиль, женщина сведущая, как вообще этруски, в небесных знаменьях, с радостью приняла это провозвестье. Обнявши мужа, она велит ему надеяться на высокую и великую участь: такая прилетала к нему птица, с такой стороны неба, такого бога вестница; облетев вокруг самой маковки, она подняла кверху убор, возложенный на человеческую голову, чтобы возвратить его как бы от божества» (Тит Ливий).

Эта история, несомненно, иллюстрирует привилегированный статус женщины в этрусском обществе, и Танаквиль, которая впоследствии снова вмешается, чтобы посадить на трон Сервия Туллия, довольно активно участвовала в политической жизни. Но справедливо добавить, что ни в иконографии, ни в эпиграфике не было отмечено этрусской женщины, ставшей авгуром или гаруспиком: то же можно сказать и о политической сфере, где не было ни одного примера женщины, ставшей магистратом, следовательно, мысль о матриархате должна быть вовсе отброшена".

Этрусская талассократия.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"До установления римского господства этруски доминировали на море. Сами названия двух морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое - Адриатическое - получило название от этрусской колонии Атрия (ныне Адрия). Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. Эти географические названия, которые мы употребляем по сей день, не всегда зная их значения, действительно показательны. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не может быть оспорен. Неудивительно, что древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократиито есть гегемонии этрусков на морях и благодаря морям. Диодор Сицилийский упоминает о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями»."

Этрусская талассократия напоминает о существовавшей прежде неё "талассократии Миноса". По лживому сообщению Фукидида, писавшего в V веке, Минос первым из властителей построил военно-морской флот и приобрёл господство над большей частью Эгейского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них, поставив там правителями своих сыновей. 

С лёгкой руки Фукидида, так повелось считать в исторической науке, что без царя и без единого централизованного государства талассократия невозможна. Однако этрусская талассократия никак не "стыкуется" с таким пониманием. Рим потому и покорил этрусков, что они никогда не были объединены в одно государство. Крупные города додекаполиса один за другим попадали в сферу влияния Рима, не делая ни единой попытки объединиться.

Очевидно, этрусская талассократия появилась и существовала вплоть до своего заката ок. 415 - 413 гг. до н. э. исключительно как семейный бизнес.