Страницы

30 августа 2025

О разделении людей по признаку пола.

Шуньята — центральное понятие всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья).

Интересно, что шуньята — наиболее трудное понятие буддизма — отождествляется с Богиней. Философия Богини-Пустоты в буддизме напоминает индуистскую трактовку Чёрной Кали, которая мыслится как трансцендентный Абсолют, находящийся за пределами человеческого понимания. Индусские почитатели Богини, воплотившей своё абсолютное начало в образе Чёрной Кали, для того чтобы преодолеть инерцию мирского восприятия, подвергали себя самым невероятным испытаниям. Буддисты для достижения сходных задач («удалить всё мирское из сознания и удалить сознание от всего мирского») использовали подобные (хотя и не такие жестокие) процедуры.

Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" (Twilight Goddess) цитируют «Вималакирши-пирдешагсутра» («Слова, сказанные Вималакирти»), известную буддийскую книгу, посвящённую переходу от узкого пути Хинаяны к широкому пути Махаяны.

Книга построена в форме «уроков»-бесед будды Вималакирти (Нравственно чистый), просветлённого хозяина дома, с учениками будды Гаутамы. Вималакирти очень энергично преподаёт искусство отказа от клишированных взглядов, мыслей, действий. Интересно, что самый ценный урок даёт ученику Будды не сам хозяин, а некая Богиня, оказавшаяся в доме. Волшебная речь Богини, исполненная глубинного, но тонкого юмора, трактует феномен женоненавистничества и предубеждениий, связанных с полом, как деформацию идеи (и практики) целомудрия и чистоты.

Кузнец и чёрт.

В русском языке слова кузнец, коварный и кознь являются этимологически родственными. В древнерусском, а также в некоторых славянских языках кузнеца называют коварь (др.-русск.), ковач (сербск.), коваль (укр.), kovâr (чеш.). К глаголу ковать восходят и слова коварный и коварство, а также кознь. Кузнец мыслится как «кующий ковы, путы», замышляющий нечто недоброе, строящий козни. Ср. с церковнослав. ковати зъло ("замышлять недоброе").

Кузнец Вакула и чёрт.

Отчего же образовалась эта "связка" кузнецов с нечистой силой?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала вспомнить другой вопрос — «В чём сила, брат?» — из фильма Алексея Балабанова «Брат-2» (2000). По сюжету фильма, главный герой Данила Багров (Сергей Бодров-младший) задаёт этот вопрос своему старшему брату, который считает, что сила в деньгах. Данила же утверждает, что сила в правде.

Оно, конечно, верно: при прочих равных обстоятельствах, сила в правде. Но если человек, который прав, безоружен, а человек, который неправ, вооружён кинжалом или мечом? Тогда сила будет на стороне подлеца, а не праведника. А кто же наделил силой подлеца? — Кузнец (и стоящий за его спиной чёрт).

Вот оно коварство: правда бессильна перед автоматом Калашникова. Ты ему — слово, а он тебе — пулю в лоб.

Мурси.

Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Когда гремит оружие, законы молчат». Немного перефразируя, можно сказать: «Когда гремит оружие, правда молчит».