Шуньята — центральное понятие всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья).
Интересно, что шуньята — наиболее трудное понятие буддизма — отождествляется с Богиней. Философия Богини-Пустоты в буддизме напоминает индуистскую трактовку Чёрной Кали, которая мыслится как трансцендентный Абсолют, находящийся за пределами человеческого понимания. Индусские почитатели Богини, воплотившей своё абсолютное начало в образе Чёрной Кали, для того чтобы преодолеть инерцию мирского восприятия, подвергали себя самым невероятным испытаниям. Буддисты для достижения сходных задач («удалить всё мирское из сознания и удалить сознание от всего мирского») использовали подобные (хотя и не такие жестокие) процедуры.
Томас Клири и Сартаз Азиз в своём совместном труде "Богиня сумерек" (Twilight Goddess) цитируют «Вималакирши-пирдешагсутра» («Слова, сказанные Вималакирти»), известную буддийскую книгу, посвящённую переходу от узкого пути Хинаяны к широкому пути Махаяны.
Книга построена в форме «уроков»-бесед будды Вималакирти (Нравственно чистый), просветлённого хозяина дома, с учениками будды Гаутамы. Вималакирти очень энергично преподаёт искусство отказа от клишированных взглядов, мыслей, действий. Интересно, что самый ценный урок даёт ученику Будды не сам хозяин, а некая Богиня, оказавшаяся в доме. Волшебная речь Богини, исполненная глубинного, но тонкого юмора, трактует феномен женоненавистничества и предубеждениий, связанных с полом, как деформацию идеи (и практики) целомудрия и чистоты.

