12 ноября 2025

О причинах царебожничества.

П. В. Лукин в своей монографии "Народные представления о государственной власти в России" XVII века показывает, насколько глубоко русский мужик был пропитан идеологией царизма. "В основе этого представления лежала идея о принадлежности "всех чинов людей" государю. Порой даже может показаться, что эта принадлежность была абсолютной, что человек в каком-то смысле мог приравниваться в представлении некоторых русских людей XVII в. к неодушевлённым предметам. Вот как это выглядит в показаниях свидетеля по "государеву делу" курского тюремного сидельца сына боярского Серого Сергеева (1626/27): « . . . в прошлом де во 135 г. у Антошка Плотникова на беседе я был и, напився де пьян, тюремный сторож Сенька учал меня лаять и я де ему молыл: "мужик де, про что меня лаешь, бороду де тебе за то выдеру"! И он де, Сенька, молыл: "не дери де моей бороды, мужик де я государев и борода де у меня государева."»

Было бы не удивительно, если бы царебожничество исходило от женщин. Они существа тёмные, забитые, с куриными мозгами в голове [1]. "Слабый пол", - ну что с них возьмёшь? 

Но зачем же мужики добровольно лишают себя субъектности, превращают себя в объекты царского произволения? Как объяснить это добровольное рабство?

Тому могут быть разные причины, и я не совсем уверен, что моё объяснение верно. Однако мне думается, что одну из причин такого поведения следует искать в царской вседозволенности и безнаказанности. Царь поступает по принципу "что хочу, то ворочу", "и никто мне не указ"! На царя нет управы, его никто не посадит в тюрьму. 


Исходя из этого, "философия" мужика вполне ясна и понятна. Став царским холопом, можно жить "по-царски", то есть бепредельничать, не отвечая перед законом. 

"Бесчинства, произведённые на Белоозере, холопами Великой княгини Софьи во время известной её ретирады в эту глушь из страха перед нашествием Ахмата в 1481 г. так поразили современников, что ряд летописных сводов включили повествование об этих холопьих подвигах в свои тексты. «Той же зимы, - с оттенком явной иронии повествует летописец, под 1481 г., - прииде великая княгиня Софья из бегов, бе бо бегала за Белоозеро и с боярынями от татар, не гонима никем же. И по которым странам ходила, тем стало пуще татар от боярских холопов кровопивцев христианских. Воздай же им, Господи, по делам их и по лукавству зачинания их …»" (Источник).

Здесь можно припомнить и то, что "вытворяли" на земских землях опричники царя Ивана Грозного. Львиная доля их злодеяний объясняется тем, что, как они сами понимали, "мы — царёвы люди", а с царём никто судиться не станет, судиться с царём — это всё равно что против ветра ссать. Аз есмь царь, — говорил Грозный, — Божиим произволением, а не многомятежным человеческим хотением". Он находится вне закона. Все подзаконны, а он стоит над законом. Он судит и карает всех, а его осудить не может никто.

Очевидно, эта царская "аура" беззакония распространялась и на его окружение, в том числе и на холопов. Поэтому холоп и говорил: "не дери моей бороды, мужик де я государев и борода у меня государева." Дескать, вот, пожалуюсь я государю, и не сносить тебе головы. 

Конечно, царь был волен казнить своих холопов, рубить им бороды и головы (как Пётр Первый) или гноить их в сибирских лагерях (как Сталин), но это уже совсем другая песня. Каждый холоп надеялся, что уж он-то не выйдет из доверия (как Лаврентий Берия), не впадёт в немилость, что его это не коснётся.

----------------------------------------------------------------------------

[1] Сам я, конечно, так не думаю, но воспроизвожу достаточно популярный общественный нарратив. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий