14 ноября 2025

К вопросу о матриархате у этрусков.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"Известно, что гаруспики, профессиональные гадатели по внутренностям животных, как правило, сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме: Марий, будучи в Африке во время Югуртинской войны, встретил гаруспика, который предрёк ему блестящее будущее. Несколько лет спустя, в 89 г. до н. э., соперник Мария, Сулла, по советам гаруспика Кая Постумия даёт галлам битву при Ноле и одерживает победу. Ну а у Цезаря на службе был, если можно так выразиться, гаруспик-аристократ из рода Спуринна. Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор слушал его полезные советы, то уберёг бы свою жизнь".

Кажется, женщин-гаруспиков не было.

"Благодаря Цицерону нам отлично известно, что этрусская наука о гадании гаруспиков была изложена в «гаруспических» книгах («libri hагusрiciпi»). Этрусская религия в целом содержала настоящие догмы, систему доктрин, обозначенных латинским выражением «disciрliпа etrusса». Латинское слово «disсiрliпа» близко глаголу «discere», «изучать» (в отношении учащегося, «ученика»): действительно, юные гаруспики изучали «теоретические основы» своего мастерства по книгам и практиковались на бронзовых или терракотовых моделях печени".

Это напоминает кельтскую систему обучения друидов.

"Важной частью религиозной практики было также гадание по полёту птиц. Эта традиция поначалу кажется больше скорее римской, нежели этрусской. Достаточно вспомнить легенду об обращении Ромула и Рема к знамениям, связанным с полётом птиц, при основании Рима. Однако не будем забывать, что само основание Вечного Города было связано с этрусскими обрядами. В том, что касается полёта птиц, удивительный эпизод был связан с приездом в Рим будущего царя Тарквиния Приска, носившего тогда ещё имя Лукумон. Он дошёл до Яникула, что возвышается на правом (этрусском) берегу Тибра, где пролетавший орёл тихонько схватил его колпак и взмыл в небо, а затем снова спустился, чтобы вернуть колпак на голову нашего героя. Несомненно, это было предзнаменование, но одна лишь Танаквиль, супруга Тарквиния, смогла его разъяснить. Орёл - это птица Юпитера, царя среди богов, и без всяких сомнений, Лукумон был призван богами для правления в Риме: «Танаквиль, женщина сведущая, как вообще этруски, в небесных знаменьях, с радостью приняла это провозвестье. Обнявши мужа, она велит ему надеяться на высокую и великую участь: такая прилетала к нему птица, с такой стороны неба, такого бога вестница; облетев вокруг самой маковки, она подняла кверху убор, возложенный на человеческую голову, чтобы возвратить его как бы от божества» (Тит Ливий).

Эта история, несомненно, иллюстрирует привилегированный статус женщины в этрусском обществе, и Танаквиль, которая впоследствии снова вмешается, чтобы посадить на трон Сервия Туллия, довольно активно участвовала в политической жизни. Но справедливо добавить, что ни в иконографии, ни в эпиграфике не было отмечено этрусской женщины, ставшей авгуром или гаруспиком: то же можно сказать и о политической сфере, где не было ни одного примера женщины, ставшей магистратом, следовательно, мысль о матриархате должна быть вовсе отброшена".

Этрусская талассократия.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"До установления римского господства этруски доминировали на море. Сами названия двух морей, омывающих Италию, свидетельствуют о могуществе этого народа. Италийские народности называли одно море Этрусским, а другое - Адриатическое - получило название от этрусской колонии Атрия (ныне Адрия). Греки называли эти моря Тирренским и Адриатическим. Эти географические названия, которые мы употребляем по сей день, не всегда зная их значения, действительно показательны. На сегодняшний день этрусский характер порта Адрия уже не может быть оспорен. Неудивительно, что древние античные авторы говорили о настоящей этрусской талассократиито есть гегемонии этрусков на морях и благодаря морям. Диодор Сицилийский упоминает о «могучих морских силах» тирренцев и их длительном «владении морями»."

Этрусская талассократия напоминает о существовавшей прежде неё "талассократии Миноса". По лживому сообщению Фукидида, писавшего в V веке, Минос первым из властителей построил военно-морской флот и приобрёл господство над большей частью Эгейского моря. Он стал владыкой Кикладских островов и первым основателем колоний на большинстве из них, поставив там правителями своих сыновей. 

С лёгкой руки Фукидида, так повелось считать в исторической науке, что без царя и без единого централизованного государства талассократия невозможна. Однако этрусская талассократия никак не "стыкуется" с таким пониманием. Рим потому и покорил этрусков, что они никогда не были объединены в одно государство. Крупные города додекаполиса один за другим попадали в сферу влияния Рима, не делая ни единой попытки объединиться.

Очевидно, этрусская талассократия появилась и существовала вплоть до своего заката ок. 415 - 413 гг. до н. э. исключительно как семейный бизнес.