Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:
"Известно, что гаруспики, профессиональные гадатели по внутренностям животных, как правило, сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме: Марий, будучи в Африке во время Югуртинской войны, встретил гаруспика, который предрёк ему блестящее будущее. Несколько лет спустя, в 89 г. до н. э., соперник Мария, Сулла, по советам гаруспика Кая Постумия даёт галлам битву при Ноле и одерживает победу. Ну а у Цезаря на службе был, если можно так выразиться, гаруспик-аристократ из рода Спуринна. Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор слушал его полезные советы, то уберёг бы свою жизнь".
Кажется, женщин-гаруспиков не было.
"Благодаря Цицерону нам отлично известно, что этрусская наука о гадании гаруспиков была изложена в «гаруспических» книгах («libri hагusрiciпi»). Этрусская религия в целом содержала настоящие догмы, систему доктрин, обозначенных латинским выражением «disciрliпа etrusса». Латинское слово «disсiрliпа» близко глаголу «discere», «изучать» (в отношении учащегося, «ученика»): действительно, юные гаруспики изучали «теоретические основы» своего мастерства по книгам и практиковались на бронзовых или терракотовых моделях печени".
Это напоминает кельтскую систему обучения друидов.
"Важной частью религиозной практики было также гадание по полёту птиц. Эта традиция поначалу кажется больше скорее римской, нежели этрусской. Достаточно вспомнить легенду об обращении Ромула и Рема к знамениям, связанным с полётом птиц, при основании Рима. Однако не будем забывать, что само основание Вечного Города было связано с этрусскими обрядами. В том, что касается полёта птиц, удивительный эпизод был связан с приездом в Рим будущего царя Тарквиния Приска, носившего тогда ещё имя Лукумон. Он дошёл до Яникула, что возвышается на правом (этрусском) берегу Тибра, где пролетавший орёл тихонько схватил его колпак и взмыл в небо, а затем снова спустился, чтобы вернуть колпак на голову нашего героя. Несомненно, это было предзнаменование, но одна лишь Танаквиль, супруга Тарквиния, смогла его разъяснить. Орёл - это птица Юпитера, царя среди богов, и без всяких сомнений, Лукумон был призван богами для правления в Риме: «Танаквиль, женщина сведущая, как вообще этруски, в небесных знаменьях, с радостью приняла это провозвестье. Обнявши мужа, она велит ему надеяться на высокую и великую участь: такая прилетала к нему птица, с такой стороны неба, такого бога вестница; облетев вокруг самой маковки, она подняла кверху убор, возложенный на человеческую голову, чтобы возвратить его как бы от божества» (Тит Ливий).
Эта история, несомненно, иллюстрирует привилегированный статус женщины в этрусском обществе, и Танаквиль, которая впоследствии снова вмешается, чтобы посадить на трон Сервия Туллия, довольно активно участвовала в политической жизни. Но справедливо добавить, что ни в иконографии, ни в эпиграфике не было отмечено этрусской женщины, ставшей авгуром или гаруспиком: то же можно сказать и о политической сфере, где не было ни одного примера женщины, ставшей магистратом, следовательно, мысль о матриархате должна быть вовсе отброшена".