14 ноября 2025

К вопросу о матриархате у этрусков.

Жан-Поль Тюийе в своей монографии "Цивилизация этрусков" пишет:

"Известно, что гаруспики, профессиональные гадатели по внутренностям животных, как правило, сопровождали крупнейших политических деятелей в Риме: Марий, будучи в Африке во время Югуртинской войны, встретил гаруспика, который предрёк ему блестящее будущее. Несколько лет спустя, в 89 г. до н. э., соперник Мария, Сулла, по советам гаруспика Кая Постумия даёт галлам битву при Ноле и одерживает победу. Ну а у Цезаря на службе был, если можно так выразиться, гаруспик-аристократ из рода Спуринна. Спуринна предупреждал Цезаря о грозящей ему опасности в мартовские иды 44 г. до н. э., и если бы диктатор слушал его полезные советы, то уберёг бы свою жизнь".

Кажется, женщин-гаруспиков не было.

"Благодаря Цицерону нам отлично известно, что этрусская наука о гадании гаруспиков была изложена в «гаруспических» книгах («libri hагusрiciпi»). Этрусская религия в целом содержала настоящие догмы, систему доктрин, обозначенных латинским выражением «disciрliпа etrusса». Латинское слово «disсiрliпа» близко глаголу «discere», «изучать» (в отношении учащегося, «ученика»): действительно, юные гаруспики изучали «теоретические основы» своего мастерства по книгам и практиковались на бронзовых или терракотовых моделях печени".

Это напоминает кельтскую систему обучения друидов.

"Важной частью религиозной практики было также гадание по полёту птиц. Эта традиция поначалу кажется больше скорее римской, нежели этрусской. Достаточно вспомнить легенду об обращении Ромула и Рема к знамениям, связанным с полётом птиц, при основании Рима. Однако не будем забывать, что само основание Вечного Города было связано с этрусскими обрядами. В том, что касается полёта птиц, удивительный эпизод был связан с приездом в Рим будущего царя Тарквиния Приска, носившего тогда ещё имя Лукумон. Он дошёл до Яникула, что возвышается на правом (этрусском) берегу Тибра, где пролетавший орёл тихонько схватил его колпак и взмыл в небо, а затем снова спустился, чтобы вернуть колпак на голову нашего героя. Несомненно, это было предзнаменование, но одна лишь Танаквиль, супруга Тарквиния, смогла его разъяснить. Орёл - это птица Юпитера, царя среди богов, и без всяких сомнений, Лукумон был призван богами для правления в Риме: «Танаквиль, женщина сведущая, как вообще этруски, в небесных знаменьях, с радостью приняла это провозвестье. Обнявши мужа, она велит ему надеяться на высокую и великую участь: такая прилетала к нему птица, с такой стороны неба, такого бога вестница; облетев вокруг самой маковки, она подняла кверху убор, возложенный на человеческую голову, чтобы возвратить его как бы от божества» (Тит Ливий).

Эта история, несомненно, иллюстрирует привилегированный статус женщины в этрусском обществе, и Танаквиль, которая впоследствии снова вмешается, чтобы посадить на трон Сервия Туллия, довольно активно участвовала в политической жизни. Но справедливо добавить, что ни в иконографии, ни в эпиграфике не было отмечено этрусской женщины, ставшей авгуром или гаруспиком: то же можно сказать и о политической сфере, где не было ни одного примера женщины, ставшей магистратом, следовательно, мысль о матриархате должна быть вовсе отброшена".

А мысль о матриархате обычно отбрасывается даже и в том случае, если на троне восседает женщина, - дескать, не сама она села, а мужики её посадили, как, например, Елизавету Петровну гвардейцы буквально принесли на руках и посадили на трон.

Гвардейцы Преображенского полка на руках несут Елизавету Петровну в Зимний дворец во время переворота 1741 года

Поэтому надо ещё раз подчеркнуть принципиальное различие между матриархатом и патриархатом.

Матриархат базируется на традициях, уходящих корнями во глубину веков. Поэтому он столь сильно связан с религиозными обрядами. Именно поэтому мы и видим у этрусков некоторые признаки матриархата, что, по описанию Тита Ливия, они были «народом, более всех прочих приверженным своим религиозным обрядам». 

Я уже сравнивал матриархальные установления с паутиной, которая ограничивает движения вождя или царя; в идеальном матриархальном обществе царь (или царица) «царствует, но не правит». Общество живёт по традиции, по неписанным правилам, согласно ритуалу, в котором расписан каждый день от рождения до смерти.

Крестьяне на Руси ещё сравнительно недавно жили по такому расписанию; почти на каждый день имелось какое-нибудь занятие, связанное с народным календарём: например, 10 ноября - Льняницы, с этого дня начинаются женские супрядки – весёлые посиделки, на которых работу сопровождают песнями да разговорами; 11 ноября - Овчарница-Стригальница, время приниматься за пряжу шерсти; 12 ноября - Синичкин праздник, с этого дня начинают подкармливать зимних птиц; 14 ноября - День Овинника (Гуменника), хозяин приносил в сарай крепкого петуха, затем он собственноручно отрубал ему голову, после этого кровью окропляли четыре угла овина, голову и лапы петуха бросали на крышу избы, чтобы «водились куры». А самого петуха варили и съедали всей семьёй за обедом.

Очевидно, по такому же расписанию жили и земледельцы эпохи неолита; может быть, именно поэтому земледельческие общества были, как правило, матриархальными. Да и в России в крестьянской среде православие всегда было "богородичным" (см.: «Небесных и земных прекрасная Девица». Особенности почитания Богородицы в русской народной традиции), а в русских народных сказках отражены черты матриархальных отношений.  Можно сказать, что на женское тело крестьянской России нахлобучили мужскую шапку Мономаха. Народные чаяния были диаметрально противоположны официальной государственной идеологии.

Если теперь мы вернёмся к этрускам, то, скорее всего, у них имелось точно такое же разделение-раздвоение общества. У них там были цари, хотя в целом имелась тенденция к преодолению царского самодурства и установлению демократичного правления. В целом, общество этрусков можно считать патриархальным, однако при этом надо принимать в расчёт, что патриархат бывает разных степеней "крепости". Римский патриархат, например, был гораздо более "крепкий", чем этрусский. 

Я полагаю, что матриархат и патриархат можно представить как два  противоположных "тренда", имеющих место быть едва ли не в каждом обществе. Нет и никогда не было идеального патриархата, стопроцентной "крепости", равно как никогда не имелось идеально матриархального общества. Но всегда было, есть и будет некоторое процентное соотношение двух "трендов", которое со временем может меняться в ту или иную сторону.

Эта концепция полностью совпадает с представлением о человеке как существе, в котором изначально заложены два пола. Причём, как это блестяще показал В. Розанов, эти два пола постоянно "осциллируют" в человеке. 

На этом подведём итог, снова возвращаясь к нашей теме о цивилизации этрусков. Матриархальный "тренд" там заметил ещё Иоганн Бахофен, и было бы глупо отрицать относительно высокое развитие этого "тренда" в культуре этрусков. Вместе с тем, надо признать, что патриархальный "тренд" у этрусков проявился гораздо сильнее. Он особенно заметен в оружии и порнографии. 



Терракотовый сосуд с двумя ручками. Этрурия, конец VI века до н. э.

Кажется, я придумал интересный подход к описанию любой культуры как соотношения двух противоположных "трендов" или векторов развития общества — вектор "М" и вектор "П".

Комментариев нет:

Отправить комментарий