Страницы

13 января 2026

Материнство и неотения.

Нижеследующий текст скомпилирован из монографии Роберта Бриффо (Robert Briffault) "Матери". Так как его труд был впервые издан в Лондоне в 1927 году, от него веет запашком расизма, что было вполне естественно для Европы столетней давности. Тем не менее, если не придираться к "дикарям" и прочим обертонам социал-дарвинизма, работа содержит много интересных наблюдений. Особенно меня заинтересовал вопрос неотении, о которой я уже писал в данном блоге (см.: Женский выбор и ювенализация человечества, Женский выбор и ювенализация человечества (2), Парадоксы одомашниванияЧто в черепе тебе моём?).

"Темпы роста различных животных сразу после рождения могут служить для демонстрации связи между их способностью к росту и степенью организации: кролик удваивает свой вес за 7 дней, собака за 8, кошка за 94, овца за 10, свинья за 18, корова за 47 дней, лошадь за 60, а младенцу требуется 180 дней, чтобы достичь такого же роста. Или, другими словами, способность к росту у человека вдвое меньше, чем у лошади, в 18 раз меньше, чем у овцы, в 30 раз меньше, чем у кролика.

Чем выше степень специализации, организации и дифференциации, которую должны достичь клетки развивающегося существа, тем медленнее темпы роста. Следовательно, чем выше мы продвигаемся по шкале эволюции млекопитающих, тем больше времени отводится на беременность.

Ещё более важным является тот факт, что, хотя период беременности таким образом увеличивается, темпы индивидуального развития замедляются по мере повышения уровня организации, и молодняк рождается в состоянии большей незрелости. Наибольший контраст в этом отношении представляют травоядные стадные копытные по сравнению с хищниками. Первые способны стоять через несколько минут после рождения и через несколько часов могут следовать за своей матерью. Хищные животные, с другой стороны, рождаются беспомощными; они не могут стоять несколько дней и полностью зависят от своей матери в течение многих месяцев.

Итак, в отношении детской беспомощности существует выраженный контраст между травоядными и хищными животными. В среде млекопитающих, однако, в отношении детской беспомощности, самые высокие позиции занимают низшие отряды обезьян. А человекообразные обезьяны (антропоиды) производят на свет ещё более беспомощных малышей, чем макаки. 

Эта затяжная незрелость является наиболее далеко идущим и важным фактором в эволюции высших животных. От неё зависела возможность кульминационных этапов органической эволюции, и именно ей принадлежит происхождение человечества.