"Геродот утверждал, что арабы почитают только двух богов — аль-Лат и Диониса, то есть Великую Мать (аль-Лат) и её сына-возлюбленного, более всего соответствующего Ва'алу, которого греки часто (слишком приблизительно) отождествляли с Дионисом.
На самом деле, возлюбленным сыном аль-Лат был быкоголовый лунный бог. Бога Луны можно считать общим знаменателем арабских пантеонов, так как его культ был универсальным [1], и фигура полумесяца на гербах и знамёнах арабских стран и династий восходит к фигуре этого божества.
![]() |
| Символ современных исламских государств. Показательно, что вторым символом, сопровождающим первый, является звезда — Астарта у арабов. |
Как и другие классические фигуры Великой Матери (в частности, Кибела) аль-Лат изображалась в окружении двух львов.
![]() |
| A Marble altar depicting the Goddess Allat with a lion from the Temple of Baal Shamin |
Символом аль-Лат был «чёрный камень». В доисламские времена семь жриц аль-Лат совершали службу у чёрного камня в Мекке. Они обходили его обнажёнными семь раз.
Чёрный камень был во Фригии символом Великой Матери Кибелы. Параллели с Кибелой ясно видны в набатейской столице Петра, где почитали четырёхгранный камень, названный «аль-Лат».
У набатеев возлюбленный аль-Лат носил имя Душара и представлял собой полную аналогию с фригийским Аттисом и ассирийским Таммузом. Душара являлся не только возлюбленным аль-Лат, Великой Матери, но и её сыном. Он считался рождённым от каменной девы.
В наиболее глубинных пластах культа Великой Матери она выступает как родительница и возлюбленная партеногенетически зачатого сына, и истоки образа аль-Лат уходят именно к этому древнейшему и, возможно, прасемитскому гештальту, доминировавшему в Средиземноморье задолго до прихода туда шумеров, семитов, египтян или индоевропейцев (в частности, хеттов). Поэтому пара аль-Лат и Дионис, о которой говорит Геродот, как о «единственных божествах арабов», отражает древнейший слой южно-семитской религии, вероятно, общий с западно-семитской. По мере усиления патриархального измерения в высшем божестве, Великая Мать аль-Лат становится более относительной и выступает вначале как супруга мужского божества, а затем — в Мекканском пантеоне и как дочь, «дочь Аллаха». Но матриархальное измерение архаического слоя арабского Dasein'a тем не менее сохраняет своё значение и позднее" (Цит. по: Дугин А. Г. "Монотеизм Луны и Гештальт Ва'ала". — М.: Академический проект, 2017. С. 415-417) .
-------------------------------------------------------------
[1] "Вероятно, - говорит А. Дугин, - древнеарабский культ бога Луны, камней и «дочерей Бога» является выражением не только арабской глубинной идентичности, но и наиболее матрицей всего семитского Dasein'a. Именно южные семиты, арабы, представляют собой самые архаичные формы семитского общества. Древние арабы, вероятно, сохранили изначальный настрой семитской цивилизации в её кочевом виде, на тысячелетия зафиксировав те культурные формы, которые когда-то были общими для всех семитов".



Комментариев нет:
Отправить комментарий