Страницы

05 октября 2025

Воинствующая Анат.

Если Павсаний прав в своём пересказе легенды, в которой Агдистис лишает себя мужских гениталий и становится богиней Кибелой, то можно утверждать, что Кибела воплощает в себе как мужские, так и женские качества и, следовательно, является полностью партеногенетическим божеством. Это объясняет, почему Кибелу называют «Матерью богов». Она рождает всех богов «от себя», не нуждаясь в мужском оплодотворении.

Всё-же надо признать, что Кибела "возится" с мальчиком Аттисом, но Аттис — именно мальчик, а не мужчина. Иконография подчёркивает его детский "писюлёк".

Attis, Begleiter Kybeles.

В этом смысле, всех древних богинь можно разделить на две условные категории. Одни из них можно назвать "матриархальными", которые всё творят «от себя» и при этом остаются девственными. Другие — "патриархальные"  есть типичные "богини плодородия", которые лежат под мужчинами, как земля под небом.

Анат, безусловно, является "патриархальной" богиней. Анат выступает именно как возлюбленная и соратница мужского бога. Так, в одной из версий мифа Анат оказывает на верховного бога Эла/Илу, своего отца, давление ласками и угрозами, стремясь добиться своего — в мифе всё строится вокруг того, чтобы дать Ва'алу собственное жилище — храм, дворец, то есть учредить его культ. Значит, надо полагать, что Ваала прежде не почитали как отдельного бога, и Анат прикладывает все усилия к тому, чтобы склонить людей к идолопоклонству.

Примечательно, что не только сам Ва'ал показан как жестокий воин, убивающий своих врагов (в частности, Йамму, бога моря) и разрывающий их на части, но его женская спутница, Анат, также, если не в ещё большей степени, предстаёт как кровавое божество гибели и мести, убивающее всё на своём пути. В самом деле, ни одна древняя ближневосточная богиня не была более кровожадной. Её было легко спровоцировать, и едва она начинала драться, как доходила до неистовства и крушила-убивала всех направо и налево. Очевидно, что ей нравилось драться: она уничтожала народы и Востока и Запада, так что головы людей летели как снопы, а руки — как саранча. Неудовлетворённая этим, она привязывает отрубленные головы себе на спину, а руки — за пояс, после чего стоит по колено в крови и по пояс среди трупов героев.

В угаритской мифологии Анат чрезвычайно важная фигура, богиня любви и войны, девственная и распутная, влюбчивая, подверженная неконтролируемым приступам ярости и чудовищным приступам жестокости. Она — дочь Эля, небесного бога, и его жены Ашеры Морской. В заклинании против бесплодия, найденном в Угарите, она называется «коровой Баала». Больше других она любила своего брата Ваала. При её приближении Ваал прогонял других жён, и она, готовясь к уединению с ним, купалась в росе и натирала себя кашалотовой амброй. «Реальное» единение Анат и Ваала описано с графической чёткостью, что уникально даже для незастенчивых описаний, обычных в ближневосточных текстах. В месте, называвшемся Дубром, Ваал семьдесят семь раз возлежал с Анат, которая принимала для такого случая образ нетели, и похоже, что дикий бык — сын Ваала — плод этого союза.

Баал был братом и мужем Анат. Его врагами были дракон Йамму (или Ям) и бог смерти Мот. Баал построил дворец без окон, чтобы защитить себя от врагов. Мот, однако, убедил Баала покинуть свой дворец на Небесах, а затем схватил и утащил его в Подземный мир. Анат отправилась на поиски Мота. Она схватила его, сорвала с него одежду и потребовала вернуть ей возлюбленного. Мот признался, что убил Баала, измельчив его в пасти, как овцы делают со спелыми зёрнами. Затем она обошлась с ним как с созревшими зёрнами, упомянутыми ранее: она разрезала его своим церемониальным серпом (жатва), встряхнула его (молотьба), сорвала с него кожу (просеивание мякины с пшеницы), поместила его в мельницу (молотьба) и разбросала его плоть по полям (посев). Мот, который был богом смерти, не мог умереть, но освободил Баала из Подземного мира (новый росток) после испытания. Мот пережил это испытание, потому что он – Бог Смерти, который никогда не умирает. Он открыл врата Преисподней, но когда Баал вышел оттуда, он был настолько парализован ужасом, что бежал прямо к Анат, как бежит испуганный ребёнок к своей матери. Поскольку Анат также была богиней войны, она подтолкнула его к битве. Баал и Мот вступили в жестокую схватку, кусая друг друга, как змеи, и тараня друг друга, как пара диких быков. Анат наконец вмешалась и отправила Мота обратно в Подземный мир, потому что его время истекло. Баал стал победителем, восстановившим жизнь на земле. Внезапно «с небес  пролилось масло, и сухие борозды пустыни наполнились мёдом».

Здесь надо отметить, что Анат была любимой богиней царей. Так, например, фараон Рамзес III называл Анат «своим щитом» и всячески отождествлял её со своей божественной властью. В качестве матери, Анат, по-видимому, кормила грудью царя Керета из Хубура. В древнем Египте Анат рассматривалась как супруга бога Сета, и в египетском магическом тексте XIII в. до н. э. в неожиданно садистских выражениях описывается, как Сет на морском берегу лишает девственности Анат. Очевидно, здесь мы имеем дело с египетским "ремейком" угаритской мифологии, согласно которой Анат представляется девственной богиней, которая отказывается сойтись с братом, но тот тем не менее берёт её силой на морском берегу. 

Потрясающе, что имя Анат ни разу не упоминается в Библии. Хотя, судя по документам еврейской общины Элефантины V в. до н. э., в допленном культе Вефиля Анат считалась супругой Яхве. У нас есть много надписанных бронзовых наконечников стрел периода Судей (XII-XI вв. ДО Н. Э.), некоторые из которых содержат (вероятное) имя наёмника, а также его божество-покровителя. На одном написано: «Бен Анат (сын богини Анат), слуга Львиной госпожи» (эпитет Великой Богини под её альтернативным именем). 

Интересно, что другим именем богини Анат было Атаргатис. У филистимлян и некоторых западно-семитских народов она считалась супругой бога Дагона — полуженщиной-полурыбой. Однако на египетской стеле, поставленной в Палестине (Beisan) в XII в. до н. э., изображено поклонение египтян богине «Анат, Царице Небесной, Госпоже богов». Как рыба умудрялась жить на небе — одному богу известно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий