Пещерные святилища представляют собой особенность минойского Крита: точно установлено существование во всяком случае пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Очевидно, встречи со священным искали именно в труднодоступных, тёмных и страшных местах. Это отдалённо напоминает пещеры эпохи раннего палеолита со стенами, покрытыми наскальными рисунками, где охотники создавали для себя некий потусторонний, нереальный мир.
| View of Mount Ida north of the Palace of Phaistos where the Kamares cave sanctuary was located |
Доступны и подлежат датировке дары, оставленные в пещерах силам тьмы. Эти дары относятся преимущественно к дворцовому периоду. Так, пещера Камарес, расположенная на южном склоне Иды над Фестом и видимая издалека, дала имя отдельному типу среднеминойской керамики, которая богато представлена здесь. В этой пещере помещали исключительно глиняные сосуды; сохранились ещё различимые остатки зерна, находили и кости животных. Всё, что использовалось в пищу, приносили сюда летом, словно возвращая назад — возможно, это происходило в рамках праздника урожая, вероятно также, что с большими временными промежутками, вход в пещеру до начала лета недоступен из-за снега.
Более впечатляющие посвятительные дары были найдены в таких пещерах как Аркалохори и Психро: двойные топоры, иногда золотые, сотни очень длинных и тонких мечей, кинжалов и ножей, бронзовые фигуры животных и людей, разнообразные глиняные фигуры. В пещере Психро, которую по ошибке окрестили «Диктейской», топоры и мечи подвешивались между великолепными сталактитами нижнего помещения, а также вбивались в щели скал, более мелкие приношения опускались в подземный водоём. В верхнем помещении были найдены мощные напластования со слоями пепла и костей животных, а также многочисленные остатки вотивных табличек, особенно вблизи возвышения, напоминающего алтарь. Здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз. Почитатели приходили отовсюду — в Психро есть следы фестской керамики.
В «Одиссее» упоминается «пещера Илифии» близ Амниса, недалеко от Кносса. В этой пещере не было найдено никаких металлических изделий, только керамика: от неолитической до относящейся к римской эпохе. Сколько-нибудь богатые дары начинают появляться лишь в последний минойский период (ПМIII). Обращают на себя внимание необычные скальные образования, почти у самого входа находится возвышение, похожее на живот с пупком, в глубине — сидящая фигура, а главное, напоминающий женскую фигуру сталагмит в самом центре пещеры, у которого в какой-то момент была отбита верхушка, «голова». Фигура окружена невысокой стеной, перед ней водружён камень наподобие алтаря. Видно, что человеческие руки бесчисленное множество раз прикасались к сталагмиту, тёрли, полировали его. В самой глубине пещеры выемки в скале заполнены водой, насыщенной минеральными солями, которую отсюда, очевидно, черпали. Так люди, вступая в контакт с таинственным, искали здесь помощи. Илифия — греческая богиня родов. На одной из кносских таблиц значится: «Амнис, для Элевфии, амфора мёда». Впрочем, засвидетельствованное таким образом ещё для бронзового века имя как раз в этой форме предстает как явно греческое, что соответствует расцвету культа в этой Амнисской пещере лишь в поздний период — то, что ему предшествовало, теряется во мраке.
Заметные различия между находками, например, в Камарес и в Психро, в
Амнисе и в Скотино, указывают на то, что уже в минойское время не
существовало какого-то общего пещерного божества, но были разные боги и
богини, каждый со своими особыми функциями. И несмотря на перерывы и
новации, пример Элевфии-Илифии говорит в пользу хотя бы частичной
преемственности, существующей между минойским и греческим.
Буркерт
Вальтер. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М.
Витковской и В. Витковского. — СПб.: Алетейя, 2004. — С. 46-49.
Я не представляю себе, как можно свиней, а тем более - коров, затащить в горную пещеру для совершения жертвоприношения. Не проще ли принести туда кусок жареного мяса?
Комментариев нет:
Отправить комментарий