26 ноября 2025

О власти женщин в Сахаре.

"В доколониальный период женщины играли важную роль в политической истории Западной Судана и прилегающих к нему районов Сахары. Арабские средневековые источники свидетельствуют о том, что существовало два основных типа участия женщин в управлении раннегосударственными и безгосударственными (племенными) образованиями. С одной стороны, женщины, обычно жёны, дочери и особенно сёстры правителей или представительницы возрастных групп, играющих ту же роль по отношению к молодым мужчинам-воинам, могли активно участвовать в общественной жизни в качестве советников. В фольклоре этот тип представлен фигурой Зарин у хауса. Позднее ту же роль играла Нана Асмау в период становления империи Сокото при Усмане дан Фодио и Мухаммаду Белло, т. е. при её отце и брате правителях. С другой стороны, женщины могли и не ограничиваться ролью советников. Они и сами нередко действовали в качестве правительниц и военных вождей. В фольклоре примером такого участия женщин в управлении обществом может служить Амина, правительница Заззау в странах Хауса. Этот тип авторитета женщин, вызывавший у европейцев при первом знакомстве ощущение «матриархата», очень часто упоминается во внешних, почти исключительно арабских, средневековых источниках по истории народов Западного Судана и Сахары. К недостаткам такого рода описаний относятся обилие в них ближневосточных фольклорных мотивов. О власти женщин гораздо нагляднее свидетельствует сохранившаяся до наших дней западносуданская и сахарская эпиграфика. Так, например, среди немногих обнаруженных до сих пор арабских надписей на могилах вблизи городища древнего Гао (Каукау) есть и указывающие на захоронение «цариц». Женщины-советники хорошо известны не только по современному западноафриканскому и сахарскому фольклору. Благодаря свидетельству великого магрибского путешественника Ибн Баттуты, мы знаем о случае, когда женщина-советник вмешалась в управление древним Мали, фактически способствуя дворцовому перевороту. Когда же переворот не удался, «раскаявшаяся» советница вернулась к своим прежним обязанностям, поскольку правитель «простил» её".

Так пишут Н. А. Добронравин и Ю. В. Пригорицкая в статье "Авторитет и власть женщин в Западном Судане и Сахаре" и приводят несколько примеров участия женщин в управлении:

«Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий» Ибн Баттуты (XIV в.). ( Перевод В. В. Матвеева)

Султаном острова Савакин во время моего прибытия туда был шариф [1] Зайд ибн Абу Нума. Его отец был эмиром Мекки, а его братья — также эмирами Мекки после своего отца. Власть над  островом перешла к этому султану от ал-буджат, потому что они являются его дядьями со стороны матери. У него есть вооружённый отряд, состоящий из ал-буджат, арабов аулад кахил и арабов джухайна. Большинство жителей Ийвалатана принадлежат к числу берберов массуфа. Женщины их красивы и своим общественным значением превосходят мужчин.

Берберская девушка

Рассказ о массуфа, живущих в Ийвалатане.

Качества этих людей удивительны, а дела их странны. Что касается их мужчин, то у них нет ревности. Ни один из них не связывает своё происхождение со своим отцом, но связывает его со своим дядей по матери. Человеку наследуют сыновья его сестры, и исключаются его собственные дети. Такое же положение я видел только у неверных страны ал-Мулайбар в Индии.

Рассказ о жене султана и дочерях его дяди с отцовской стороны.

Случилось так, что в дни моего пребывания в Мали султан прогневался на свою главную жену, дочь его дяди с отцовской стороны, которую они называли Каса. А значение, слова каса на их языке — царица. Она же является соучастницей султана в деле правления, согласно обычаю суданцев, и её имя, вместе с именем султана, упоминается с мимбара. Султан заточил её в доме у одного [из] ал-фарарийа, и вместо неё правила другая егo жена, которая не была царской дочерью, и которую звали Банджу.

Рассказ об эмире, который не любит плача.

Затем мы добрались до страны бардама, а бардама — это берберское племя. В тех местах караваны двигаются только под их охраной. И покровительство женщин имеет у них большее значение, нежели покровительство мужчин. Они кочевники и не живут на одном месте. Их женщины красивее всех женщин на свете и наиболее совершенны среди них телосложением. Они облагают ослепительно белым цветом кожи и полнотой. 

Алжирка из кабилов.

 Марокко, 1950-е гг.

"В арабских источниках отмечена и традиция соправления брата и сестры. Ислам, по-видимому, привёл к уничтожению этого обычая. С исламизацией женщины Западного Судана и Сахары постепенно лишились права на занятие места правителя и уже не могли становиться священными военными вождями, как в немусульманских областях Африки, особенно на побережье Гвинейского залила. В то же время, роль женщин как советников осталась прежней и даже возросла, так как она была освящена мусульманским правом и ссылками на прецедент  активное участие Фатимы в управлении халифатом и роль Хадиджи в пророческой миссии Мухаммада", - сообщают Н. А. Добронравин и Ю. В. Пригорицкая.

Я думаю, что если снять исламское "покрывало" с Сахары да устранить причину появления вождизма среди берберов, то есть арабскую экспансию, то перед нами обнажится примордиальный матриархат, такой же, как на Крите до вторжения греков-ахейцев.

---------------------------------------------------------------------------

[1] Шариф в исламе (араб. شريف — «благородный», по противопоставлению с подлыми, подонками, глупцами) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям. В доисламской Аравии шарифы были представителями племенной знати, вождями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий