21 сентября 2025

К вопросу образования конгрегаций вокруг святилищ.

Г. В. Любимова в небольшой статье "Явление иконы Пресвятой Богородицы (к вопросу о некоторых особенностях религиозного сознания сельского населения Сибири)" показывает, как в XIX веке происходило появление святилищ и образование монастырских конгрегаций вокруг этих святилищ. Хотя в статье говорится о православном монашестве, я полагаю, что, в принципе, похожие процессы происходили и в древнем язычестве. Недавно, говоря о мегалитических святилищах на о. Мальта, я высказывал предположение о том, что там моли быть женские конгрегации служительниц Богини. Если святилища являлись центрами паломничества, то служительницы могли кормиться от паломников, ибо, как говорил Иисус (и повторял ап. Павел), «трудящийся достоин пропитания».

Итак, Г. В. Любимова сообщает, что в Заринском районе Алтайского края ей удалось выявить однотипные культовые комплексы, состоявшие в недавнем прошлом из возведённой над святым источником храмовой постройки, включавшей в себя обширную подземную часть. В районах расположения указанных комплексов были зафиксированы бытовавшие до настоящего времени поверья о чудесном явлении иконы Божьей Матери в водах святого источника.

По свидетельству местных жителей, "Пещёры здесь давно, их два монаха вырыли - Иван и Данила. Один был местный, другой - пришлый, безродный. У них в горе землянки были с окошками, кровати деревянные, лавки. Сами пещёры были выше расположены, там тоже столы стояли, иконки на стенах висели. Всё это на моей памяти было" (П.М.Старостина, 1913 г.р., с. Среднекрасилово). "Прямо на колодце у монахов часовня стояла. К ним стали люди ходить - Богу молились, деньги неслиПосле революции монахов убили, думали, что у них несметные богатства, но так ничего и не нашли. Источник недавно восстановили, сделали навес, но не на том месте, что раньше(Е.П.Лапина, 1928 г.р., с.Среднекрасилово).

Примерно то же самое рассказывают и про культовый комплекс в с. Жуланиха:  "Там на ключе монах один жил, Фёдор Палыч. Он сам пещёры вырыл, двери навесил. К нему потом другие монахи поселились. Внутри пещёр все было побелено, ощекатурено, иконы висели, свечки горели" (Е. И. Подрядова, 1927 г. р., с. Жуланиха). В 1919 году  "церкву на ключах сожгли. Всех монахов повязали одной верёвкой и порубили на Коровьих могилках" (Е. А. Комиссарова, 1916 г.р., с. Сорокино).

Отношения пришлых монахов с местной православной церковью, по словам информаторов, складывались вполне лояльно. Более того, местные священники разрешали проводить службы в подземных храмах во время церковных праздников - ср.: "В воскресенье, на Троицу или на Миколу сначала в церкви обедню стояли, потом на ключ шли. Я сама туда лет 12-ти ходила. Гостинцы монахам несли - каральки, булки хлеба. В часовенке службу служили, потом в пещеры заходили, молитвы пели. Монахи - впереди, остальные - за ними" (П. М. Старостина, 1913 г.р., с. Среднекрасилово). Ключевая вода считалась целебной: "в церкви на ключе ребятишек крестили. Вода в колодце даже зимой была тёплая, её домой возьмёшь, она целый год стоит, не портится" (А.И.Носкова, 1919 г.р., с. Жуланиха).

В принципе, то же самое применительно и к самым древним языческим святилищам: они, как правило, появлялись вокруг священного источника, или священного дерева. Потом священную территорию облагораживали, возводили каменную ограду, строили жертвенник. Со временем мог появиться целый комплекс ритуальных сооружений, который нужно было подметать метлой, поддерживать в чистоте и порядке.

Соотнесённость почитаемых комплексов с божеством, преимущественно, женским, нашла отражение в легендах о чудесном явлении иконы Богоматери в водах святого источника. В связи с этим Г. В. Любимова приводит наблюдения Т. Б. Щепанской о том, что святые места, по народным воззрениям, являются разновидностью объектов, отмеченных символикой женского плодородящего начала - ср.: родник, родище - место, рождающее воду;  почора, печера - пещера, печь как символ женской утробы и т.п. 

Большая часть записанных легенд о явлении иконы Богородицы относится к культовому комплексу в с. Жуланиха. Самая ранняя из них датируется 1898 годом. По словам В.П.Полторыхина (1944 г.р., с.Голуха), слышавшего её от своей матери, именно в тот год деревенский пастух, захотевший напиться из родника, впервые "увидел в воде лик, икону Божьей Матери, всю в цветах, причём в руки лик никак не давался. Батюшка из деревенской церкви родник тот потом освятил". М.Н.Соколов (1946 г.р., с. Жуланиха) поделился личными воспоминаниями: "Я ещё пацанёнком был, мать меня на ключи водила и как-то раз говорит: "Смотри, Миша, что сейчас будет" - бросила в воду копеечку, а из воды икона Божьей Матери с младенцем всплыла. Я сам всё это видел".

В сознании верующих подобные факты расцениваются как знак особой избранности, некой отмеченности людей, которым явилось чудо - ср.: "Недавно к нам на ключ из Барнаула приезжали четыре боговерующие женщины, и поп с ними. Я тогда как раз голубику на горе рвала. Смотрю, слёзы у одной из глаз так и льются, она говорит мне: "Посмотри, ангелочки в воде купаются", а я не вижу... Бог мне ничего не показал, потому, видно, что грешная. Пастух рядом корову пас, тоже не видел никакой иконы" (Л. И. Киршина, 1929 г.р., с.Жуланиха).

Известно, что в христианстве чудо расценивается как свидетельство Божественного откровения и как один из его внешних признаков. Назначение религиозного сознания состоит в бесконечном постижении Бога и в соотнесении человеческой деятельности с Божественной волей. Святые места - источники, монастыри, храмы с чудотворными иконами и пр., с точки зрения верующих, представляют собой преисполненнные благодати "островки вечности", отмеченные постоянным присутствием Святого Духа. Религиозные чувства верующих проявляются в таких местах особенно ярко, а подтверждением их истинности становятся чудесные явления, приближающие человека к миру божественного, - верно замечает Г. В. Любимова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий