Картинка из монографии Д. Б. Пруссакова "Додинастический Египет. Лодка у истоков цивилизации":
![]() |
| Лодки Вади Аббад. Доисторические петроглифы |
Удивительно место расположения этих петроглифов — в восточной пустыне, в 60 - 100 км от долины реки Нил.
![]() |
| Основной ареал «лодочных» петроглифов в Восточной пустыне Египта
|
Согласно Хансу Винклеру, авторами этих петроглифов были «горцы-автохтоны», идентифицированные им как «хамиты» — предки всех последующих жителей Западной и Восточной пустынь Египта. Они населяли «степи и горы, окаймляющие Нил», на протяжении нескольких тысячелетий, «возможно, вплоть до династических времён». По его трактовке рисунков, то были охотники, уже приручившие крупный рогатый скот и пришедшие в здешние края «очень рано», когда в Египте «выпадало достаточно дождей, чтобы обеспечить кормом жирафа и слона», и эти прожорливые фитофаги, к которым нужно добавить носорога, ещё водились в нынешних пустынях вокруг Нила, служа первобытным «художникам» добычей и повседневной живой натурой. Именно данной «цивилизации» Винклер приписывал львиную долю петроглифов, обнаруженных им на территории Египта, подчёркивая такое свойство этого самого длительного изобразительного пласта, как полное отсутствие батальных сцен при том, что «горцы», судя по их охотничьим сюжетам, располагали эффективным метательным оружием: большим двояковыгнутым луком «в форме цифры 3».
Отсутствие батальных сцен позволяет нам провести параллели с матриархальной крито-минойской культурой, тем более что корабли "талассократии Миноса" похожи на доисторические лодки Египта своими "завитушками" на носу судна.
![]() |
| Типичный минойский корабль с бабочками на носу сопровождают дельфины. |
Винклер настаивал на ритуальном смысле этих петроглифов, в первую очередь тех, где на лодках изображены антропоморфные фигуры в «молитвенной» позе, с поднятыми «особым жестом» над головой руками.
Для сравнения:
![]() |
| Терракотовая фигурка женщины. Древний Египет. Период Накада II (ок. 3500-3400 гг. до н.э.). |
Интересно, что Винклер считает «серповидные» лодки («sickle-boats») наиболее архаичными. Очевидно, такого рода лодки были связаны с культом мёртвых, поскольку они напоминают лунный серп. Во всяком случае, самыми ранними следами египетских лодок являются их маленькие, измеряемые сантиметрами примитивные модели из глины, найденные в общем количестве пяти-шести штук при раскопках поселений и могильников неолитических культур Меримде и Бадари, что указывает на V тыс. до н. э.
![]() |
| Протодинастические (?) петроглифы серповидных лодок в Наг ал-Хамдулаб. |
Скорее всего, такие "корабли мёртвых" плелись из связок тростника или стеблей папируса. На них мы видим изображения стоящих жриц (или "богинь") в позе Оранты (от лат. orantа – молящаяся). Можно предположить, что те "птицеголовые" жрицы были в белых юбках и в клювообразных масках. Особенный интерес представляют два человека, держащие в руках шесты с сидящими на них птицами (опять Яхин и Боаз?). Это очень сильно напоминает изображения птиц, сидящих на лабрисах, в крито-минойском искусстве.
![]() |
| Offering to the dead. Painting on sarcophagus from Agia Triada. |
Можно сделать предположение, что "серповидные" лодки использовались в качестве погребального инвентаря, в них "отпевали" умерших и спускали вниз по течению реки, а "прямоугольные" лодки использовались для бытовых, хозяйственных нужд, например, для рыбной ловли. Хотя, я не представляю себе, какая могла быть рыбалка в вади пустынь Восточного Египта. Даже если там в древности протекали ручьи, вряд ли они были столь полноводными, чтобы там можно было плавать на лодках.




..jpg)


Комментариев нет:
Отправить комментарий