28 сентября 2025

Немного про маски культуры Винча.

В статье "Anthropomorphism and symbolic behaviour in the Neolithic and Copper Age communities of South-Eastern Europe" многочисленный коллектив авторов, среди прочего, затрагивает тему масок культуры Винча.

Резюме: большинство идолов Винча имеют маски. Маски изображают домашних или диких животных. "Мы распознаём маску, изображающую букранию, другие с волчьими ушами. Также можно распознать маски мелких животных, сильно стилизованные, изображающие домашних животных (овец, ягнят, возможно, крупный рогатый скот, возможно, собак), без намерения чётко их изобразить, важна была только идея маски".

"Примером важной роли маски в религиозно-магических обрядах служат статуэтки Любцовы. Одна из них держит маску в левой руке, а аскос (глиняный сосуд) – в правой (рис. 18).

Fig. 18. Liubcova
Прорисовка

Исходя из близости маски и аскоса, Сабин Адриан Лука связывал эти ритуалы со священной жидкостью. 

Авторы статьи пишут: "Среди различных жидкостей мы выделяем священную сперму, о которой свидетельствуют три самца (бык, козёл, баран), изображённые на алтаре с тремя эрегированными фаллосами в Кахти (рис. 20)".

Fig. 20. Kahti altar, after Karagheorgis 1976.

Весьма сомнительное толкование, на мой взгляд. Впрочем, здесь открывается простор для полёта фантазии авторов работ в стиле "фолк-хистори". Я прямо вижу заголовки статей: "Носители культуры Винча причащались спермой быков", "Неолитические земледельцы Старой Европы сосали фаллос у козла".

Далее в статье говорится о тэртэрийской (Румыния) пятиугольной маске идола с отверстиями для перьев на макушке.

Fig. 21. Tărtăria idol.

Ну, совсем не факт, что в те дырочки вставлялись именно перья. Дырочки располагались и в других местах идолов, что заставляет предполагать подвески какого-то рода.

Винча


Глиняная антропоморфная голова, поздний энеолит, 4500-4000 гг. до н.э., культура Хамангия, найдена затопленной в Варненском озере.

Затем авторы статьи "притягивают за уши" недавнюю находку в Stubline – Crkvine, совершенно нетипичную для культуры Винча, предполагая, что отверстие в спинке идола позволяло вставлять палку, а такие палки позволяют прикреплять скипетры, отформованные в виде топоров.

Fig. 22. Stubline – Crkvine, after A. Crnobrnja 2011.  

Почему бы не предположить, что в дырочки вставлялись ветви деревьев и пучки трав? Я помню, как моя бабушка накануне праздника Троицы всюду втыкала цветочки, зелёные веточки, устилала пол травой... Кстати, и в православных храмах тоже так делают...

Также выглядит "натянуто" толкование нижеследующей фигурки.
 
Fig. 27. Tărtăria, phallus on an altar,
after Merlini 2011b.


Авторы статьи говорят, что у этого артефакта из Зорленцу Маре "в целом поверхность не прямая, со слегка наклонным основанием", стоять этот "фаллос" не может, и поэтому его разместили в домашнем алтаре. Хорошая плевательница получилась...

А если серьёзно, то почему бы здесь не вспомнить кикладских идолов, фигуры которых изображены весьма схематично, и у них практически нет лица, но при этом впечатление таково, что они смотрят в небо, как, например, знаменитая "Звездочётица"? Можно при этом вспомнить и про древнегреческих менад, которые бежали, не смотря под ноги, в лицами, обращёнными к небу. Вот вам и приближение к разгадке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий