27 декабря 2024

Матриархат и торговля.

"В некоторых местах, как в Никарагуа, женщины не просто вели торговлю, но полностью её контролировали… В Тибете торговлю регулировал женский совет… Торговля мехами в Северной Америке вплоть до XIX века находилась полностью в руках женщин… В Меланезии, в Новой Британии и Новом Ганновере… в Ассаме и Манипуре… на Малайском полуострове… на островах Рюкю… в Бирме женщины держали в руках большую часть розничной торговли и значительную часть торговли вообще даже в 1960-х. Первое место среди регионов, где женщина-торговка была на коне, занимала Африка: «В Африке, в Конго и Камеруне, за рынки и базары отвечали женщины. Базарами у нигерийских ибо управлял женский совет, возглавляемый “королевой”». Эта словесная окаменелость из времён местного матриархата указывает также на то, как важны были базары для общения и объединения. Здесь женщины могли встречаться, обмениваться сплетнями и новостями, возобновлять старые контакты; новости распространялись от базара к базару за сотни миль, и никто не сомневался в достоверности того, что «бабы на базаре рассказали»."

Об этом пишет Розалин Майлз в своей монографии "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World", ссылаясь на работу Lewenhak, с. 124.

А. Дугин в своей Ноомахии ("Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М.: Академический проект, 2018. С. 95,96) сообщает: "Одной из основ экономики Империи Мали, как ранее Империи Гана, были золотые рудники Западной Африки, которые стали источником процветания правящей династии. <...> Империя Мали достигает своего апогея в период правления маиса Муса (1312— 1337), который знаменит тем, что во время своего хаджа в Мекку буквально усыпал свой путь золотом, что даже привело к обрушению его стоимости на Ближнем Востоке. <...> Современники описывают Мали XIV века как изнеженное общество, утопающее в роскоши и погружённое в непрерывные интриги и заговоры. Так как основу экономики составляет торговля, а также добыча золота и соли, на первый план выдвигаются города и каста торговцев. Эти признаки, как правило, характерны для обществ с ярко выраженной матриархальной доминантой. И действительно, многие арабские путешественники, посещавшие Мали, были удивлены свободными нравами женщин и их влиянием при дворе".

Ну а что же Крит со своей "талассократией"? Кто там заправлял торговлей – мифический царь Минос или вполне реальный женсовет? Я более склоняюсь к последнему.

Торговые пути минойской цивилизации, 1600-1400 гг. до н.э.

Kuhmist über alles.

В статье "Жизнь и смерть во времена Триполья: междисциплинарный анализ уникальных человеческих останков из поселения Косеновка, Украина (3700–3600 гг. до н.э.)" производится анализ находок из трипольского поселения Косеновка, Украина (ок. 3700–3600 гг. до н. э., Триполье C1–2).

Археологический контекст Косеновки. A: Карта, показывающая местоположение поселения Косеновка и стоянок эпохи энеолита, упомянутых в тексте. B: Фотография, показывающая местоположение дома 6 в ландшафте. C: Фотография, показывающая раскопки дома 6 в 2004 году. (Источник картинки).

На раскопанных черепах археологи обнаружили травмы, которые можно трактовать как следы межличностного акта насилия. Однако исследователи делают оговорку, что "нельзя исключать случайную причину для любой из этих травм".
Возможно, люди сгорели в доме при пожаре. Есть один случай из того периода, похожий на случай Косеновки. На месте поселения Кукутень в Подури-Дялул Гиндару (Триполье A1, ок. 4550–4300 гг. до н. э.) в контексте сгоревшего дома были найдены скелетные останки пяти человек, предположительно детей, в согнутых положениях и с разной ориентацией. Это один из примеров, для которого исследователи предлагают смертоносное событие пожара в качестве возможного объяснения.
Ну и по костям археологи определили, чем питались трипольцы. 
"На сегодняшний день Косеновка является первым трипольским памятником, для которого стабильные изотопы из человеческих, животных и зерновых останков позволили получить детальное представление о халколитическом пропитании. Несмотря на подавляющее преобладание костей животных в археологических находках из других поселений, наш расчёт пищевой сети чётко выявил растения как основной источник пищи для трипольцев в Косеновке, составляя около 90% суточной белковой пищевой доли. <...> Истинный калорийный вклад растений в питание людей Косеновки, как следует предположить, был выше, чем смоделированные 90%. Оставшаяся доля, представляющая уровень потребления мяса жителями Косеновки, могла быть довольно близка к самым низким уровням, зарегистрированным для неолитических и исторических земледельческих общин, представляя всего несколько килограммов в год. Исходя из этого, мы можем предположить, что производство навоза было гораздо более важной частью животноводства, чем производство мяса. Даже сегодня в земледельческих обществах, не имеющих доступа к искусственным удобрениям, большие кучи навоза считаются символами богатства, поскольку они отмечают, сколько полей может удобрить домохозяйство. Кроме того, наши результаты подтверждают гипотезу о том, что крупный рогатый скот был престижным животным, в первую очередь используемым в качестве тягловой силы для обработки полей, для производства навоза и для производства молочных продуктов, а не для производства мяса". <...> "Наш главный результат подчёркивает чрезвычайно большое значение злаков в рационе людей из Косеновки. Это согласуется с указанием на навоз, являющийся результатом высоких значений азота в зёрнах. Чтобы обеспечить крупные мегапоселения необходимыми им зерновыми, необходимо было удобрять пахотные поля, чтобы обеспечить адекватный урожай, а производство навоза могло быть основным мотивом для животноводства. Таким образом, наша реконструкция пищевой сети придаёт скоту иное значение в экономике питания мегапоселений Триполья, чем это было ранее".
Следовательно, надо полагать, что носители культуры Триполья не практиковали отгонное животноводство.
И ещё один вывод можно сделать. Я думаю, что в те времена в полях и лесах водилось много всякой дичи, и если мясо было столь редким продуктом на столах трипольцев, значит они были практически безоружны. Голыми руками ведь кабана не поймаешь. 

О практике вытягивания черепов.

Ещё одно интересное сообщение: в Китае были обнаружены самые древние в мире вытянутые черепа (Источник). Возраст самого древнего из черепов датирован 12 тысячами лет. 

"Ha дaнный мoмeнт китaйcкиe дeфopмиpoвaнныe чepeпa caмыe дpeвниe в миpe и пoкaзывaют, чтo тpaдиция вытягивaния гoлoв cлoжилacь зaдoлгo дo тoгo, кaк пpoизoшлa нeoлитичecкaя "peвoлюция" (пepexoд oт oxoты и coбиpaтeльcтвa к paзвитию ceльcкoгo xoзяйcтвa). Paнee caмыми дpeвними вытянутыми чepeпaми были тe, кoтopыe дaтиpoвaли 9-10 тыcячaми лeт". 

"Cкeлeты c вытянутыми чepeпaми были нaйдeны в мecтнocти пoд нaзвaниeм Xoутaoмугa в пpoвинции Цзилинь, и cудя пo cocтoянию зaxopoнeний, apxeoлoги пoлaгaют, чтo этo были пpeдcтaвитeли знaти".

Представители знати 12 тысяч лет назад? Сомневаюсь я, однако. 

Хотя, что понимать под словом "знать"? Знать может быть военно-политической (барон), торгово-экономической (купец), поземельной (барин) и духовной (священнослужитель). Первые три типа знати 12 000 лет точно не существовали. Ну, а шаманы, конечно, имели место быть. 

"Haучныe вepcии пoявлeния тaкoй культуpы caмыe нeвнятныe, учeныe пpocтo нe знaют, oткудa тaкoe пoявилocь, лишь пpeдпoлaгaя, чтo oнo cвязaнo c peлигиeй или нeкими coциaльными тpaдициями".

На мой взгляд, практика намеренного деформирования черепов могла быть связана с тем, что называется "шаманской болезнью". Если предположить, что в родовых обществах существовала своего рода теократия, тогда люди, имевшие экстрасенсорные (или сверхъестественные) способности, могли занимать в тех обществах почётное положение. Ну и, может быть, было замечено, что изменённые состояния сознания чаще бывают у людей с деформированной черепной коробкой. Поэтому некоторые мамы, видимо, из благочестивого рвения, стали намеренно деформировать черепа своих детей, дабы помочь им "заиметь связи" с духами (как ныне родители стараются заиметь связи с чиновниками и пристроить своё чадо на "тёплое место"). 

26 декабря 2024

Раскопки подтверждают матриархат?

Интересная информация в статье "Куда девали мальчиков?"

Исследователи из Университета Гранады провели раскопки на территории мегалитического некрополя Панория, расположенного на юге Испании. [...]

Как пишет журнал Archaeology, человеческие останки в указанном некрополе были захоронены в коллективных могилах. Их возраст насчитывает от 4100 до 5600 лет, то есть некрополь использовался на протяжении 1500 лет.

[...]

"Во всех проанализированных могилах было похоронено в два раза больше женщин, чем мужчин, — сообщают исследователи. — Что касается детей, то на каждого мальчика приходилось 10 девочек. Поскольку эта практика сохранялась на протяжении всего времени использования некрополя, маловероятно, что чрезмерное представительство женщин в захоронениях было результатом непредсказуемого события".

Исследователи предложили альтернативный вариант. По их мнению, погребальные практики в древнем местном сообществе были отражением семейных отношений. Это означает, что они "могли быть организованы по материнской линии", проще говоря, в этом сообществе царил матриархат.

(Отсюда)

Автор статьи, lenivtsyn, задаётся вопросом - куда девали мальчиков? - и высказывает предположение, что мальчиков съедали: 1) другие (которым их жертвовали), 2) сами члены сообщества.  

Я не согласен с предположением автора, тем более что он сам рассказывает "о ещё двух некрополях с преобладанием женщин (в одном из них это преобладание ещё более резкое), и об одном погребальном комплексе, в котором мужчины и женщины похоронены по-разному: мужчины - в сложенных из камней дольменах, а женщины - в скальных пещерах". 

Феминистка задолго до появления феминизма.

Французская поэтесса Луиза Лабе (1522 - 1566) о европейских мужчинах середины XVI века:

"... Едва придя домой, они запирают дверь на засов и принимаются жрать, рыгая и чавкая… отправляясь в постель, надевают огромный ночной колпак в два пальца толщиной, ночную рубаху с ржавыми пуговицами до пупа и ниже, толстые шерстяные чулки до середины бёдер; кладут голову на подогретую подушку, пахнущую топлёным жиром, и сон их сопровождается кашлем, пердежом и испусканием экскрементов, пачкающих постель" (отрывок из «Débat de Folie et d’Amour» («Спор о глупости и любви») Луизы Лабе. Цит. по: Evelyne Sullerot, Women on Love: Eight Centuries of Feminine Writing (1980), с. 92–93.).

По всей видимости, феминизм связан с мизантропией. Или, точнее говоря, "вытекает" из мизантропии. 

Бывает так, что одарённый, талантливый ребёнок чувствует себя "выше" окружающих его взрослых людей. Как тут не стать мизантропом?! 

Женские "монастыри" австралийских аборигенов.

Розалин Майлз в своей монографии "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World" рассказывает про джиджими, или «лагерь одиноких женщин» у австралийских аборигенов:

"Здесь живут вдовы, решившие больше не выходить замуж, жёны, ушедшие от жестоких мужей, больные женщины и гостьи из других племён, вместе со своими маленькими детьми. В сущности, в джиджими может найти приют любая женщина, желающая освободиться от конфликтов гетеросексуального общества. Замужние женщины, живущие с мужьями, собираются в джиджими днём, чтобы поговорить, обсудить и спланировать свои дела, ритуальные и иные. Для всех мужчин джиджими – табу: иногда им приходится делать большой круг, чтобы даже случайно не оказаться рядом" [Diane Bell, “Desert Politics,” in Women and Colonisation: Anthropological Perspectives, (eds.) Mona Etienne and Eleanor Leacock (New York, 1980)].

Похоже на менструальное табу: там тоже мужчины избегают встреч с женщинами и позволяют им иметь свой "междусобойчик", архаический аналог женского общежитийного монастыря. Между прочим, именно так и образуются социальные структуры. А структурированное общество – это сила: металлический нож режет рыхлый хлеб, а не наоборот. Алмаз же - ещё более структурированное вещество - режет металл.

25 декабря 2024

К реконструкции "основного мифа матриархата".

"До наших дней о праздниках в честь Богини напоминают такие события, как Майский день, праздник «возвращения весны», в ходе которого девушки, убранные цветами (символ силы плодородия Матери-Земли), водят хороводы вокруг Майского шеста – фаллического символа, воплощения мальчика-царя/жертвенного любовника рощи (Таммуза, Аттиса, Адониса, Вирбия), убитого так, как срубают дерево", - сообщает Розалинда Майлз ("Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World").

И тут я вспомнил про пещерную роспись из муниципалитета Когуль близ Лериды в Каталонии, где мы видим, как девять женщин с тяжёлыми отвисшими грудями, в одних лишь шапках и колоколообразных юбках, исполняют ритуальный танец вокруг маленькой мужской фигурки с непропорционально крупным пенисом. 

«Дамы из Льейды»

"«Семичный обряд» кумления состоял в том, что «в четверг накануне Троицы девушки гурьбой шли в лес, выбирали молодую берёзку и «заламывали» её, то есть надламывали вершинку и украшали её венком. Вокруг украшенного деревца водили хоровод", - сообщает Википедия. - "Выбрав за селом (в лесу, вблизи от ржаного поля, у воды) подходящую молоденькую берёзку, девушки украшали её каждая своей лентой, платками, бусами, полевыми цветами. Со срубленной (заломленой) и украшенной берёзкой молодёжь ходила по селу, устанавливала на месте игрищ, водила хороводы, а затем несла к реке и бросала в воду: «Срубим берёзку, нарядим цветочками, принесём в деревню, крутимся хороводом с песнями. Хороводы кончили — берёзку в реку забросим». В Тобольской губернии наряженную в женское платье берёзку «водили в гости», то есть вносили в каждый дом, символически угощали, а вечером, собравшись в одной избе, «отпевали», после чего шли топить её к реке".

К этому можно ещё добавить, что Семик считался девичьим праздником, а молоденькая берёзка, которую «заламывали» и топили, соотносится с Аттисом и мальчиком из пещерной росписи в испанской Каталонии. 

Похоже на то, что здесь мы имеем дело с "основным мифом матриархата". 

В отличие от Джеймса Д. Фрэзера и его последовательниц-феминисток, я бы не спешил связывать эти женские ритуалы с ритуальными убийствами «царственных супругов» [1]. Об этом нигде нет никаких достоверных сведений. Одни лишь догадки. Известно лишь о самооскоплениях галлов Кибелы, о том, как оскопившийся галл бросал свой отрезанный член в окно или дверь какой-нибудь девы, и та должна была, в ответ на такой "подарок", поделиться с ним своей женской одеждой (по описанию В. В. Розанова). Галл бросал свой член, девки бросали наряженную в женское платье берёзку... Что-то в этом есть... Здесь надо бы вспомнить и про Осириса египетского. Исида, его сестра, нашла и соединила вместе все разрубленные части его тела, за исключением фаллоса, который съели рыбы в Ниле. Также необходимо вспомнить и про Аттиса: "Аттис умирает, истекая кровью, под сосной или ёлкой, и, после смерти, сам превращается в вечнозелёное, райское Дерево Жизни. Каждый год, 15 марта, после погребения Аттиса, срубают сосну или ёлку в лесу, украшают её венками фиалок – «Аттисовой крови», обвивают пёстрыми повязками, прикрепляют к веткам, посередине её или на самом верху, восковое изваяньице бога и дендрофоры, «древоносцы», несут священное дерево, в торжественном шествии, по улицам Вечного Города, Рима (Hepding, 133, 150)".

--------------------------------------------------------------------

[1] "Богиня Анаит из Ниневии ежегодно требовала себе в любовники/жертвы прекраснейшего из юношей: одетый в красное, с лабрисом богини на поясе, увешанный золотыми украшениями и умащённый благовониями, проводил он день и ночь в оргии со жрицами богини под пурпурным балдахином, на глазах у всего народа – а затем ложился на кровать из самой драгоценной древесины, вокруг него воскуряли благовония, укрывали его покрывалом, расшитым золотом, и поджигали. «Мать забирает его к себе!» – пели почитатели богини" (Helen Diner, Mothers and Amazons: The First Feminine History of Culture (1932), с. 15.)

О китайском неолите.

"Особенности социальной организации и социального статуса женщин в китайском неолите хорошо согласуются с матрилинейностью в Китае шаньского времени (XVI—XI вв. до н. э.). Очевидный социальный дуализм выявляется в царском могильнике в Аньяне (C h a n g К -C. Early Chinese Civilization. Cambridge, 1976. P. 94, 95.). Передача царской власти от дяди к племяннику и от деда к внуку показывает, что в раннединастический период наследование царской власти осуществлялось матрилинейно (C o o p e r E. Ten Section Systems, Omaha Kinship and Dispersal Alliance Among the Ancient Chinese / / Current Anthropol. 1983. V. 24. № 3. P. 329.)", - сообщает К. Флюер-Лоббан.

24 декабря 2024

Найджел Колдер о патриархальном перевороте.

"Найджел Колдер так рассказывает о сущности перемен, которые помогли сбросить женщин с центрального места в жизни и оттеснить к краям:

Из Южного Египта 18-тысячелетней давности исходят древнейшие свидетельства о выращивании в речной долине ячменя и пшеницы… несомненно, женский смех вспугивал речных птиц, когда женщины явились сюда с мешочками зёрен, чтобы изобрести земледелие. Быть может, они даже не стали рассказывать об этом мужчинам – в конце концов, что из этого может выйти, кроме потери хорошей еды? Всего несколько минут потребовалось им, чтобы бросить зёрна в трещины в грязи… Женщины мало знали о генетике растений, однако зерно проросло, и посевы заколосились прежде, чем солнце иссушило эту землю; и, возвращаясь с каменными серпами на своё поле, женщины, должно быть, чувствовали себя богинями.

Такими «богинями», повелевающими природой, женщины оставались, по оценке Колдера, от 10 до 15 тысяч лет. Но примерно восемь тысяч лет назад взрывной рост населения вынудил людей изменить методы производства продуктов. На смену женскому выращиванию и сбору съедобных растений пришло куда более тяжёлое и интенсивное хлебопашество. Туда, где женщины творили своего рода симпатическую магию, воспринимая природу как свою союзницу – теперь пришёл мужчина, готовый укрощать и подчинять природу, чтобы получить от неё то, что задумал. Новые методы земледелия болезненно отразились в изменении мужских/женских ролей и отношений, о чём ясно свидетельствует индуистский текст «Установления Ману» (100 г. н. э.): «Женщину закон считает полем, мужчину – зерном». Прежде Богиня была единственным источником жизни – теперь за женщиной не осталось ни семени, ни яйцеклетки: она – пассивное поле, плодородное, только если его вспахать, а мужчина, опьянённый мощью своей новооткрытой фаллоцентричности – сразу и плуг, и зерно, и сеятель. Чем более окультуривание и одомашнивание земли заменяло случайную культивацию, тем более укреплялась и выходила на центральное место роль мужчины.

Парадоксальным образом, верно это было и для тех групп, которым не удавалось питаться от земли. Племена, которых неурожай или недостаток зерна вынуждал переселяться, неизбежно начинали войны с соседями, а те группы, что обитали на плодородных территориях, сплачивались, чтобы давать отпор захватчикам. И в групповых блужданиях кочевников, и в неизбежных при этом стычках и схватках мужчины имели преимущество – они были физически сильнее и подвижнее женщин, обременённых детьми. Все добытые тяжким трудом женские навыки культивации растений теперь, когда племя перешло к кочевой жизни, оказывались бесполезными. Тем временем мужчины, ведомые тёмной стороной фаллического культа, брали верх в племени благодаря агрессии и военной организации. Столкновение сил неизбежно порождало победителей и побеждённых, господ и рабов, создавало иерархию, встраивания в которую не могли избежать и женщины. Они оказались в ловушке между мечом и плугом: победить для них было немыслимо" (Rosalind Miles. "Who Cooked the Last Supper: The Women’s History of the World").

Любопытно, под этим углом зрения взглянуть на культ Кибелы с самооскоплениями галлов. Скорее всего, корни этого культа уходят в неисследимую древность. У нас имеются некоторые свидетельства на сей счёт. Например, на алтаре, обнаруженном в Граймс-Грейвс в Норфолке, Англия, во чреве заброшенной неолитической каменной шахты, стояла чаша, семь пар оленьих рогов и мощный фаллос, высеченный из мелового камня – всё в качестве приношений Великой Богине, фигура которой высилась перед алтарём. Может быть, смысл жертвоприношений фаллоса Богине заключался в том, чтобы удержать популяцию от взрывного роста?

О храмовой экономике Междуречья.

"В раннем теократическом государстве женщины занимали высокое положение в храмовой иерархии, например в Уре, где высшая администрация состояла из женщин. Одновременно женщины преобладали и среди работников храмового хозяйства (в ремесле и земледелии). Видимо, по статусу они были сродни илотам и происходили из семей, из поколения в поколение обслуживавших храмы", - замечает К- Флюер-Лоббан.

Интересное замечание.

Я вижу это так. На Ближнем и Переднем Востоке, вплоть до долины реки Инд, существовали локальные храмовые хозяйства. Шумеры подрядились "крышевать" эти хозяйства, за определённую мзду. Эта мзда всё время возрастала, и постепенно храмовые хозяйства превратились в данников. Там оставалась женская администрация, но она существовала лишь для организации и проведения сельскохозяйственных работ, а плодами трудов она не распоряжалась. И, скорее всего, данники были автохтонными жителями, а шумеры - иноземными пришельцами. Надо полагать, что на территории Эллады имела место быть аналогичная картина: илотами были потомки пеласгов, а их господами - греки-завоеватели.

В общем, храмовые хозяйства женщин занимались, не ведая о том, "первоначальным накоплением капитала", на базе которого "завязалось" патриархальное государство. Это немного напоминает мне "раскулачивание" крестьян в сталинском СССР после НЭПа. 

23 декабря 2024

Матрилинейность коррелирует с «минимальным государством».

К. Флюер-Лоббан в статье "ПРОБЛЕМА МАТРИЛИНЕЙНОСТИ В ДОКЛАССОВОМ И РАННЕКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ" говорит:

орошо известно, что в условиях колониализма матрилинейные общества быстро исчезали. Так, в 1896 г. британские власти практически положили конец матрилинейности у тийяров в Северной Керале (Индия), приняв закон, устанавливающий для жён преимущества перед сёстрами и материнскими родичами при наследовании имущества (G o u g h K . Tiyyar: North Kerala / / Ibid. P. 407, 408.). В Гане в постколониальное время распространение наёмного труда и товарного земледелия привело к усилению малой семьи, ослабив тем самым роль матрилиниджа (I d e m . The Modern Disintegration of Matrilineal Descent / / Ibid. P. 635.)".

Я думаю, что, при желании, можно было бы найти и привести десятки и сотни подобных примеров вмешательства колониальных властей в обычаи туземцев. И после этого нам говорят, что Дж. Мёрдок как будто бы не нашёл аргументов «в пользу первичности матрилинейности» (M u r d o c k G. P . Social Structure. N. Y., 1949. P. 187.) и вторичности патрилинейности. Ну, если бы какой-нибудь иностранец проводил исследования в советской деревне 50-х годов прошлого века, он так же не нашёл бы там аргументов в пользу первичности крестьянской общины и вторичности сталинских колхозов. Потому что от крестьянской общины к тому времени остались лишь "рожки да ножки".

К. Флюер-Лоббан продолжает: "Не менее интересны и иные данные о стойкости матрилинейности в условиях капитализма и наличия значительного прибавочного продукта. Так, на о-ве Наму (Маршалловы острова), несмотря на столетнее плантационное хозяйство (продажа копры), матрилинейные связи до сих пор сильны, в особенности в поземельных отношениях. Ещё ярче пример толаи, сделавших значительные успехи на пути к капитализму (продажа копры и какао) и тем не менее сохранивших матрилинейный порядок наследования земли. Судя по данным из Замбии, в условиях проникновения капиталистических отношений и классообразования матрилинейность сохранялась прежде всего в беднейших сельских районах. Сельские дельцы и торговцы справедливо видели в матрилинейности тормоз для предпринимательства, зато для сельского малоземельного или безземельного населения она была единственным способом получить доступ к земле и товарно-денежному хозяйству. Обобщив африканские материалы, М. Дуглас заключает, что, судя по опыту XX в., матрилинейность не противоречит конкуренции и экономическому развитию, так как, начиная рискованное дело, индивиды постепенно втягивают в него группу материнских родичей, которые проявляют при этом большую заинтересованность и активность. Учитывая необычайную стойкость современных матрилинейных обществ, а также случаи исчезновения матрилинейности, можно предполагать, что в прошлом таких обществ было значительно больше, чем ныне".

"Применив таксономию Мёрдока для типологизации государств по размеру народонаселения («минимальное государство» включает 1,5—10 гыс. чел., «малое» — 10—100 тыс., «государство» — более 100 тыс. чел.), Шнайдер и Гаф обнаружили, что матрилинейность более всего коррелирует с «минимальным государством» (32% всех учтенных матрилинейных обществ), меньше — с «малым государством» (10%) и совсем мало — с «государством» (5%). Если рассматривать эти данные под эволюционным углом зрения, то выясняется, что с ростом размеров государства, т. е. с усложнением социально-экономической структуры, матрилинейность и «минимальное государство» исчезают". То есть, чем больше государства, тем меньше матриархата. Государство является тем "кукушонком", который выталкивает из гнезда "птенцов" матриархата. Оно и понятно: матриархат зиждется на обычаях и традициях, а патриархат — на законах, которые выдумывают чиновники.

Государство и оружие.

Л. Е. Гринин отмечает первостепенную роль оружия в образовании государства. Причём не всякого оружия, "абы какого", но такого оружия, которого ещё нет у подданных, такого оружия, с помощью которого легко сломить сопротивление подданных и поставить на колени соседние племена и народы.

"Всё связанное с военной деятельностью может служить толчком для образования государства. Например, ввоз или заимствование более современного оружия. Так, ввоз огнестрельного оружия послужил важной причиной образования некоторых государств на Мадагаскаре в XVII в. В этом плане также показательно мнение Т. Ёрла, который считает, что «гавайские вождества могли бы стать государствами. Для этого были необходимы лишь небольшие технические нововведенияГавайские вожди знали, что им нужно, и быстро осознали ценность европейского оружия».

Ну да, недаром появление первых государств хронологически совпадает с появлением оружия из бронзы (ок. IV тыс. до н. э.). А когда вооружённый бронзовым мечом мужик сел верхом на коня, тогда у него появилось самоощущение героя, типа Геракла: "всё мне по плечу, всех я замочу, любую вещь я отберу, любую девку отобью, и никто меня не остановит". Тот мужик был первый государственник.

22 декабря 2024

Индо-Хараппа как "alter ego" Крита.

Согласно Посселу ( Possehl), Индо-Хараппская  цивилизация была «примером древней социокультурной сложности без архаической государственной формы политической организации».  Есть основания полагать, что политическая система была сегментированной и децентрализованной, а монарх отсутствовал. В частности, нет ярко выраженных признаков дворцового хозяйства. Также нет доказательств существования центрального правительства или бюрократии.

Табличка. Зрелая Хараппа. Повелительница зверей (Потния Терон).

Государство и Традиция.

"В догосударственных обществах роль традиций была исключительно важной", - говорит Л. Е. Гринин. - Раннее государство, подобно ледоколу, ломает древние традиции. "Почему? Дело в том, что управление только по традиции не требует ни специального аппарата, ни выполнения особых функций контроля. Другими словами, там, где традиция господствует абсолютно, не нужно государства, а достаточно иных принципов организации общества. Государство же - это политическая форма, возникшая в условиях, когда был необходим отход от некоторых важных традиций. Таким образом, перефразируя известное определение, можно сказать: государство начинается там и тогда, где и когда традиционные методы управления не действуют". «Можно даже сказать, что наличие государства следует констатировать лишь в том случае, если в данном обществе совершился переход от обычая к закону», - считает Якобсон.

"С изменением традиций тесно связано и реформирование. Ведь реформы часто являются тем же отходом от каких-то важных традиций. История любого раннего государства даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций. В ранней истории (или в преданиях) очень многих обществ можно найти упоминания о деятельности того или иного великого реформатора. Таковы, например, Шунь, У Ци, Шан Ян и другие правители и политики в Китае, Ликург в Спарте, Сервий Тулий в Риме, Уракагина/Уруингина в Лагаше, Саргон в Аккаде, Саул и Давид в Израиле-Иудее и т. д. История многих ранних государств даёт нам примеры тех или иных реформ, связанных с отходом от традиций, например религиозных. Хлодвиг франков, Владимир на Руси и многие другие отказались сами и заставили отказаться свои народы от старой религии (Мажуга 1990: 48; Рыбаков 1987: 143). Даже в Индии, где власть стремилась избегать крутых разрывов с традиционными основами, таких примеров немало. Достаточно ярким является поддержка индийским царём Ашокой буддизма (III в. до н. э.), хотя и не ставшего государственной религией, но сильно укрепившегося при нём".

Значит, так: матриархат держится на силе Традиции, тогда как патриархат свергает древнюю Традицию и устанавливает свои порядки, которые можно считать квазитрадицией, эрзац-традицией. 


Чтобы стало ещё более понятно, приведём "рельефное" сравнение матриархата с русскими староверами или американскими амишами. И те, и другие могут жить без государства. И у тех, и у других велика сила Традиции. А современные люди подобны детям малым и неразумным, которым неведомо, что такое хорошо и что такое плохо. Тут уж без судей, тюрем и полиции никак не обойтись, тут нужен "сталин" в "ежовых" рукавицах. 

21 декабря 2024

Оазис Райбун.

Л. Е. Гринин в статье "Раннее государство и его аналоги" призывает отказаться от идеи, что государство было единственной и универсальной возможностью развития для усложнившихся позднепервобытных обществ, и признать, что были и иные, альтернативные пути для развития подобных обществ, помимо превращения в раннее государство. Примерами таких самоуправляющихся обществ являются гражданско-храмовые общины древней Южной Аравии. Одной из таких храмово-гражданских общин древней Южной Аравии можно считать Райбун (I тыс. до н. э.), который включал в себя комплекс храмов и сельскую территорию в обширном оазисе на площади до 15 кв. км. Райбун обладал сакральным статусом также и в глазах своих соседей. Ведущую роль в делах общины имело жречество, среди которого было много женщин. По мнению С. Французова, в случае Райбуна мы имеем дело с альтернативой государственной системе, с развитием, которое вело к возникновению высокоорганизованной культуры, но без формирования политических институтов, отделённых от общества. Однако, что очень интересно, он считает, что такой тип социальной организации мог существовать только в сравнительной изоляции от окружающих государств, и неумение вести войну и предопределило его падение в первом же серьёзном конфликте с ними. 

К сожалению, я не нашёл в свободном доступе электронную версию книги С. А. Французова "К востоку от Адена. Оазис Райбун в I тысячелетии до н.э." Кажется, власти придушили все пиратские интернет-библиотеки. 

К определению государства.

По мнению Патриции Шифферд, процесс образования государства протекал не беспрепятственно и стал причиной проблем для многих членов общества: 

Появление государства, сколь бы полезным оно ни казалось, принесло с собой экономические и политические издержки для большинства людей. Возросший принудительный, экспроприирующий и империалистический потенциал государства,  даже самого раннего, был оплачен для большинства людей потерей некоторой части независимости и свободы выбора.

Некоторые люди - несколько счастливцев - богаты и могущественны, а другие - подавляющее большинство - бедны и бесправны. Такая ситуация заставила Эйдана Саутхолла задаться вопросом: «Как люди позволили заманить себя в ловушку, допустив подъём государства вокруг и над ними до такого уровня, когда у них уже просто не осталось выбора и не стало сил отвергнуть его?»

"Ответ на это вопрос заключается в том, что людям никогда и не предоставлялся такой выбор", - говорит X. Дж. М. Классен, автор статьи "Было ли неизбежным появление государства?"

Государство является осёдлым бандитом [1], в теории М. Олсона. Государство обычно понимается как «...достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и  администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; и имеющая силы и средства для осуществления своих претензий».

Как гласит знаменитая максима Вебера, государство — это организация, обладающая монополией на легитимное применение насилия. Поскольку применение насилия требует организации, то специалисты по насилию обычно находятся во главе или входят в состав организаций. Точнее, представители господствующей коалиции независимо от того, используют ли они на самом деле насилие или нет, являются лидерами организаций, состоящих из множества специалистов, включая специалистов по применению насилия.

-------------------------------------------------------------------------------------

[1] "Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает осёдлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: «Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором»".

Августин Блаженный

19 декабря 2024

К сведению.

 


Тут хорошо видно, что жертвоприношения требует злой дух. Иисус Христос говорит наоборот: "милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9:12-13). 

О происхождении патрилокального брака.

"А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды" (Источник).

Интересно, что начало римской истории отмечено похищением (то есть "умыканием") сабинянок. То есть древние римляне жили так же "по-скотски", как и древляне. А потом узаконили наворованное и прослыли на всю ойкумену "весьма благочестивым народом". И слово familia, обозначающее римскую патрилокальную семью, вошло во многие европейские языки.

А не является ли патрилокальный брак "узаконенным" продолжением обычая "умыкания" (похищения) невест? 

17 декабря 2024

И ещё одна версия.

В статье "Венеры" как куклы вуду я высказал предположение о том, что "венеры" разбивались с целью навредить их хозяйкам и связал разбитые женские фигурки из Костёнок I с расколотыми кикладскими идолами с острова Керос в Эгейском море.

А вот ещё одна параллель. Кладбища сибирских аборигенов издавна поражали русских людей обилием сломанного погребального инвентаря. В Сибири намеренная порча могильных вещей встречается ещё в неолите, но приобретает особенно выраженный характер с энеолита (для Западной Сибири -- около III тыс. до н. э.) и затем живёт во все последующие времена, вплоть до этнографической современности. "Без сомнения, - объясняет этот обычай Ф. К. Карьялайнен, - настоящая причина в том, что имущество умершего, как и принесённые в дар животные, должны быть "умерщвлены", ибо их душа должна освободиться и получить тем самым способность следовать за умершим в потусторонний мир". Ту же самую мысль позже высказал Л. Я. Штернберг в отношении гиляков (нивхов), которые, по его словам, "ломают нарты, котлы, копья, бьют собак, чем освобождают их души для следования за покойником".

Ну, допустим, у собаки есть душа, и у миниатюрной "венеры" тоже есть душа, но какая может быть душа у копья? Или человек оставляет частички своей души на всём, к чему он прикасается? Получается, что человек, прямо как бог, "одухотворяет" собою все вещи? 

Ох, уж эти мне "венеры"! Чёрт голову сломит в попытках разгадать их тайны...   

Жертвоприношения по глупости.

Человеческие жертвоприношения как форма политического террора (например, у ацтеков) -- это лишь одна небольшая часть "спектра" данного явления. Львиная доля жертвоприношений совершается по причине невежества, инфантилизма или просто дури жертвователей. На Руси дураков на сто лет припасено, - гласит народная мудрость. Но только ли на Руси? Дураков навалом среди всех народов.

Т. В. Жеребина в статье "Система жертвоприношений у шаманистов Северной Азии" рассказывает про так называемые "чашечные углубления" в камнях. "В этих "жертвенных чашах" -- "ступках", по терминологии американских археологов -- обнаруживаются при биологическом анализе разные типы жертвенных приношений: а) остатки каких-то трав; б) зёрна растений; в) красящие вещества... Современные же индейцы, проходя возле скал с древними рисунками, оставляют возле них приношения в виде: а) кусочков одежды; б) монет и т. п., надеясь взамен обрести не только расположение старинных духов, но и частицу их сверхъестественной силы".

В подростковом возрасте, изучая английский язык, я прочитал забавную историю про шестилетнего мальчика Джима по прозвищу "Морковка". В канун Рождества он лежал в своей кроватке и думал: что же положит Санта Клаус в его чулок, висящий на каминной решётке? Мальчику хотелось получить много хороших подарков, и он перед сном совершил своеобразное "жертвоприношение". Он подумал, что Санта Клаус, спускаясь вниз по печной трубе, испачкает в саже свою шубу, и ему потребуется щётка. Мальчик решил положить её возле камина. Санта Клаус очистит щёткой свою шубу, и за это щедро отблагодарит Джима, - напихает в его чулок много оловянных солдатиков и другие игрушки. В принципе, "жертвоприношение" глупенького шестилетнего Джима ничем не отличается от приношений североамериканских индейцев. Джим надеялся обрести расположение Санта Клауса, а американские индейцы надеются обрести расположение духов.

Всем известно, что люди бросают монетки в фонтаны. Говорят, в итальянский фонтан Треви в Риме каждый день швыряют от трёх до четырёх тысяч евро. Это тоже своеобразные "жертвоприношения". -- Кому? -- Видимо, водяному, живущему в фонтане. Вот тебе, водяной, денюжка, а ты, за это, исполни моё желание, которое я загадал, бросая монетку.

Ныне водяному бросают монетки, а в стародавние времена, вполне возможно, бросали девок в реки и озёра. -- Зачем? -- Чтобы обрести расположение водяного. Девка ведь более ценная жертва, чем щётка Джима или монетки туристов, - значит и водяной отблагодарит жертвователя стократно...

Надо ли говорить, что все подобные "жертвоприношения" не имеют ни малейшего отношения к религии? Современные индейцы напоминают мне деревенскую старушку, которая суёт "тыщёнку" доктору, чтобы тот прописал ей "каты́шки" (таблетки) получше.    

16 декабря 2024

Мастер-класс от австралийских аборигенов.

Т. Н. Дмитриева говорит, что "чувство единения с окружающей природной средой ярко и рельефно выражено в мировосприятии австралийских аборигенов, которое получило название тотемизма. Тотемистическая философия аборигенов Австралии включает представление о тесной, чрезвычайно интимной и ярко переживаемой связи между всеми существами, предметами и явлениями, имеющимися на данной территории, с самим ландшафтом, причём человеческие существа рассматриваются в одном ряду с прочими, никоим образом не занимая более высокого положения, чем, например, кенгуру, личинка жука, водяная лилия и прочие животные, растения, явления природы. Эта связь реализуется через идею об общих предках, живших во Времена Сновидений -- в мифические времена первотворения -- и устроивших в том виде, в котором всё это существует ныне, и ландшафт, и животный и растительный мир, и человеческие существа с их культурными установлениями, обрядами, традициями, песнями, священными церемониями, предметами и т. п. 

Отношение аборигенов к священным тотемическим центрам, к связанным с ними персонажам отличается от того, что принято называть поклонением, почитанием. Это скорее благоговейная забота членов тотемической группы о сохранности самого места и находящихся там священных предметов и рисунков, выражающаяся в совершении в нужное время необходимых 

Один из древнейших известных образцов наскальной живописи аборигенов Австралии

действий. Действия эти -- продуцирующие обряды, обеспечивающие, по мнению аборигенов, размножение тотема, с которым данный центр связан. Они не включают жертвоприношений в узком смысле этого слова, тотемическому предку не приносят еды или каких-либо других предметов. Но в таких обрядах у различных племён широко используется собственная кровь из вскрытых вен, которой обильно поливают землю, поверхность скалы, дерева и т. п."

Австралийские аборигены, в моральном отношении, гораздо выше древних евреев. Если иудей совершал грех, то, чтобы смыть свою вину, он перерезал горло невинному и беззащитному барашку. По сообщению Википедии, "животное закалывал сам провинившийся. За грехом неминуемо следует смерть (Иез. 18:4Рим. 6:23), поэтому — по милосердному установлению Бога — разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех". Ну, это примерно так же, как если бы в наше время нарушитель закона притащил в суд свинью, зарезал её там, и раздал мясо судьям, после чего они вынесли вердикт о его невиновности. Иди и дальше совершай преступления, - только не забывай приносить нам свинину. А вот если бы преступник проливал собственную кровь, во искупление грехов, - тогда это был бы совсем иной иудаизм. Недаром Иоанн Креститель называл современных ему иудеев "порождениями ехидны" и призывал их "сотворить достойный плод покаяния". Если желаешь пролить кровь, так проливай свою, а не кровь невинных животных! 

По сообщению Т. Н. Дмитриевой, у австралийских аборигенов "часто практикуются различного рода воздержания -- от пищи, половых сношений и т. д. Так, например, для обряда умножения эму в племени аранда (Центральная Австралия) участники церемонии вскрывают вены на руках и пропитывают кровью площадку в три квадратных ярда. После того, как кровь высохнет и получится твёрдая ровная поверхность, на ней рисуют священное изображение тотема эму. Для исполнения обряда вызывания дождя в племени йейджи (Северо-Западная Австралия) делатель дождя живёт отдельно от жены, не разговаривает и пьёт только грязную воду, пока не пойдёт дождь".

Мне нравятся австралийские аборигены. У них есть чему поучиться. Нам бы проявлять такую же заботу о сохранении своей родины в первозданной чистоте!

"С чего начинается родина?
С тотема в соседнем лесу...

Да и вообще, всему "цивилизованному" миру надо бы присмотреться внимательно к тотемическому мировосприятию аборигенов. В связи с глобальной экологической катастрофой.

"Венеры" как куклы вуду?

Т. Н. Дмитриева пишет о разбивании мергелевых (мергель - рыхлая смесь известняка и глины) женских статуэток на стоянке Костёнки I. "Если женские фигурки, сделанные из бивня, часто встречаются в ямках и в целом виде, то такие же статуэтки, выполненные из мергеля, зачастую очень тщательно и детально проработанные, встречаются как в культурном слое, так и в ямках, со следами разбивания целенаправленными ударами. Так, крупная мергелевая статуэтка из первого комплекса Костёнок I была найдена разбитой на четыре части <...> Целенаправленным ударом в лицо была разбита голова большой статуэтки с тщательно выполненным орнаментом, изображающим причёску или головной убор <...> Разбитыми были найдены и другие мергелевые женские статуэтки на Костёнках I <...> Намеренность фрагментации в большинстве случаев не вызывает сомнения, но цель её пока остаётся неизвестной".  

Костёнки I, фигурка из мергеля, грубо вырезанная. Обратите внимание на следы от ударов по животу.

При обнаружении эта статуэтка из известняка была разбита на четыре фрагмента.

Эти разбитые "венеры" из Костёнок напомнили мне о загадке расколотых кикладских идолов с острова Керос в Эгейском море. Может быть, между ними есть какая-то связь?

Следы от ударов по животу заставляют привлечь к истолкованию гипотезу о вредоносной магии. Что, если перед нами своеобразная "кукла вуду"? Тогда удары по животу можно понять как причинение вреда плоду во чреве беременной женщины. Ну, а целенаправленные удары в лицо, отбивание головы и "расчленение" статуэтки говорят сами за себя. 

Впрочем, это всего лишь гипотеза... Ещё одна версия...

15 декабря 2024

К вопросу о "священной проституции".

Из исследования Рене Жирара «Насилие и священное» можно сделать вывод о том, что основная мысль автора состоит в том, что жертвоприношение есть механизм локализации насилия, подмены одного объекта насилия другим, менее значимым. В этом суть института жертвоприношения.

Ну, меня тоже искушала подобная концепция, когда я размышлял о т. наз. "священной проституции". Чтобы предотвратить гораздо большее насилие со стороны молодых мужчин, у которых "в яйцах дети пищат", чтобы "канализовать" их агрессивное поведение, женщины из своей среды могли выбирать "коз отпущения" и приносить их в жертву. 

В. Розанов говорил о силе "полового напряжения", что эта сила разная у различных людей, и эту силу он выражал рядом натуральных чисел:

… + 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 ± 0—1—2—3—4—5—6—7—…

И добавлял при этом, что «sainte prostituée» есть + 8 + 7 + 6…

Соблазнительно представить себе, что выбирали и приносили в жертву Фаллосу именно девушек с высокой степенью "полового напряжения". При этом всё оформлялось как благочестивая жертва Богине любви. Типа, отправляем тебя, девица красная, в волчье логово, дабы нам, бедным овечкам, проводить жизнь мирную и безмятежную... Ну, или, заткнём тобою пролом в крепостной стене, чтобы враги не вошли в город и не погубили всех жителей. 

Почему зайчихи приносят по 4 - 5 выводков в году, и повторно спариваются сразу же после родов, а иногда и до них? Зачем зайчихе рожать примерно 30 зайчат каждый год? Потому что надо кормить волков. Волк слопает пару десятков зайчат и нажрётся "до отвала", а остальные зайчата получат шанс на выживание. По сути, "священная проституция", если она когда-либо где-либо практиковалась, была схожа с поведением зайцев в волчьем окружении. 

Однако я весьма скептически отношусь к такого рода механизмам локализации насилия. Про бескультурного мужика говорят: дай ему палец, он и всю руку откусит.

О крито-минойском богозвере.

Есть много намёков на то, что древнегреческий бог Зевс имеет какое-то отношение к консорту крито-минойской Богини. Может быть он даже является олимпийской "проекцией" быкоголового богозверя Минотавра.

Marina Moss называет Зевса «богом инициации» и находит свидетельства мужских инициаций в святилище на горе Юктас, а также в Идейских пещерах и пещерах Психро. На горе Юктас было найдено большое количество вотивных фигурок мужчин с длинными волосами. Мосс считает, что они, а также настоящее и нефункциональное оружие, раскопанное на горе Юктас, свидетельствуют о мужских обрядах инициации. Тем боле, что в более поздние времена Юктас ассоциировался с молодым Зевсом, а Идейская пещера «имеет долгую традицию почитания  Зевса». Вотивные фигурки юношей с оружием навевают мысли о рождении бога Зевса, которое сопровождалось бурными танцами куретов.

Возможно ли провести прямую линию связи между теми крито-минойскими куретами и древнеримскими галлами богини Кибелы? Если рассматривать культ Кибелы как позднюю "отрыжку" более древних неолитических матриархальных культов, тогда уже можно представить себе, в общих чертах, что происходило в крито-минойских горных святилищах. Кстати, как рассказывает Нильссон, оружие, отнюдь не свидетельствующее о воинственном характере танцоров, использовалось против демонов. Очень интересно! Здесь уже намёк на обрезание: на кровь обрезания, на запах крови, на который слетаются демоны. Владимир Соловьёв в своём исследовании "Смысл любви" писал: "И ад, и земля и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни". Значит, демоны действительно слетаются. "В секунду обрезания младенец брачится: так говорит Сепфора. «Ты — теперь жених» «Вот я сделала тебя женихом». Кому? Что? В каком смысле? Гробовое, «заветное» молчание" (В. В. Розанов). Ну, я тоже не стану говорить на эту весьма деликатную тему; на то оно и таинство, чтобы быть сокрытым от профанов.

Мифограф Уиллетс замечает: "Вполне вероятно... что смерть и воскрешение бога, супруга богини, занимали важное место в мифах и ритуалах бронзового века на Крите, как и в других местах Леванта". В таком случае, Зевс (или как он там назывался на Крите?) был, в своё время, alter ego, «другое я», Аттиса. 

Здесь также необходимо отметить, что как Аттис находился под "матронажем" Кибелы, так и Зевс воспитывался титанидой Реей и нимфами. Всё сводится, в конечном итоге, к единой "Богине обновления", которая инициирует сам процесс возрождения, регенерации, а Зевс с куретами, или Аттис с галлами, являются лишь составными частями данного процесса. 

Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э. Вокруг них точно такие же куреты, бряцающие своим оружием, как и вокруг младенца Зевса.

14 декабря 2024

Символ власти.

"Moss also reminds us that the snake peering over the top of the hat of one of the Knossos Snake Goddesses is reminiscent of the uraeus serpent worn on the headdresses of Egyptian pharaohs and divinities and symbolizing, for the Egyptians, ‘supreme power’." (Joan Marie Cichon. Matriarchy in Bronze Age Crete)

Мосс также напоминает нам, что змея, выглядывающая из-за верхушки шляпы одной из кносских змеиных богинь, напоминает змею урея, которую носили на головных уборах египетских фараонов и божеств и символизирующую для египтян «верховную власть».


The Snake Goddess, Knossos, 1650-1550 BC

У более крупной из этих фигур змеи ползают по её рукам и поднимаются к «высокой цилиндрической короне», на вершине которой возвышается змеиная голова.