02 октября 2022

"Женщина" начинается с буквы "Живете".

Интересная статья в фемпаблике FemVisually:

"Не так давно в феминистских кругах часто доказывали, что женщина не хуже мужчины может управлять самолётом, решать уравнения, лазить по скалам, управлять бизнесом и всё в этом духе. Этот подход нельзя назвать в полной мере феминистичным, так как он скрывает ловушку мышления. В современном мире мужчина принят за универсалию, а женщина за отклонение. Поэтому кажется логичным: если доказать, что женщина не отличается от мужчины, значит, должна иметь те же права, что и он. Но если посмотреть на проблему под другим углом, с точки зрения женского подхода, отбросив патриархальные очки, дело обстоит совершенно иначе.

Изначально женщина и мужчина не равны, настолько, что эта разница заложила природную, естественную иерархию в отношении между полами. В естественных условиях мужчина не может стоять выше женщины, поскольку он буквально создан ею. Сама природа определила положение мужчины как второстепенного существа.

Ключевое различие между женщиной и мужчиной заключается в женской способности создавать новые жизни, что делает женщину полноценной единицей, не просто основой вида, а самим видом, человечеством. И следствия этого различия глобальны.

Женщина как создательница новых жизней создала и всё для поддержания жизни. Для того, чтобы вскармливать детей, когда нет грудного молока, женщина догадалась брать молоко у животных. Для того, чтобы одевать людей, женщина изобрела ткачество. Для того, чтобы кормить людей, женщина изобрела земледелие, ирригационные системы, одомашнила животных. Для того, чтобы жить в безопасности и комфорте, женщина придумала жилища, здания, медицину.

В матриархальных цивилизациях прошлого было всё. Например, Хараппская (Индская) матриархальная цивилизация, существовавшая в долине Инда в III тысячелетии до нашей эры, состояла из городов, имеющих полноценную архитектуру. В Хараппской цивилизации были письменность, система мер и весов, искусства, обработка металлов, ткачество, система канализации. Большие города с чёткой планировкой достигали от 35 до 100 тысяч человек. Археологини не нашли ни одного упоминания о вoйне, ни одного упоминания о правителе-мужчине. Религиозная составляющая цивилизации строилась вокруг культа Богини-матери. В обществе, судя по всему, не было значимого социального расслоения. Восхищение вызывает и Минойская цивилизация, широко известная своими дворцами, сложными постройками, развитой торговлей, письменностью, искусствами.

К истолкованию образа Шамаханской царицы.

"Шахмаран (тур. «Şahmeran» — «Шахмеран») — сказочный персонаж, который представлен в фольклоре многих народов Ближнего Востока. Считается королевой змей и хранительницей мудрости. Она обычно описывается как фантастическое существо с лицом прекрасной женщины, телом дракона, покрытым чешуёй, и второй головой — ядовитой змеи — на кончике хвоста.

Само имя Шахмаран происходит из персидского языка, где «шах» — древний титул иранских правителей, а «мар» — змея. «Маран» переводится как «змеи» и представляет собой форму множественного числа. Есть предположение, что в языческие времена Шахмаран почиталась как божество, и на территории современных Ирана, Ирака и Сирии мог существовать её культ" (Источник).

Признаться, я не знал, что на персидском языке «мар» — змея. Хотя знал, что лексема *mr(t)- в индоевропейских языках связана со смертью.

Любопытно созвучие Шахмаран с пушкинской Шамаханской царицей. 

Кадр из "Сказки о золотом петушке".

Постижение Хараппы.

Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018) сообщает:

Илл. 73. Сцена поклонения рогатой фигуре в развилке дерева

Илл. 74. Семь фигур под сценой поклонения

Таврокатапсии в Мохенджо-Даро.

Печать, Банавали, Зрелая Хараппа

Печать, стеатит, Мохенджодаро, Зрелая Хараппа

Немного покопавшись в коллекции артефактов индо-хараппской цивилизации, собранных Александром Андреевичем Семененко в его "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018), я обнаружил эти печати, которые напоминают крито-минойские образцы.


В обоих случаях мы видим фигурки людей, как бы пролетающих между рогами быка. То есть люди представляются как птицы, ну, или как бабочки, "из тени в свет перелетающие". Можно предположить, что там, где мы видим птиц, пролетающих над быками, древние жители Мохенджо-Даро видели людей, ибо следует разуметь, что на символическом уровне птицы и люди взаимозаменяемы.

Теперь уже можно написать "Таврокатапсии в Мохенджо-Даро" без знака вопроса. Что я, собственно, и сделал в заголовке этой статьи.