30 мая 2022

Неолитический образ Богини.

Настенная роспись из дома в Чаталхёюке (7500-6500 гг. до н.э.) с изображением фруктового (фигового?) дерева и козлов... Из книги "Flora Unveiled: The Discovery and Denial of Sex in Plants" Линкольна Тейза, Ли Тейза. 

Источник картинки

А это — сиро-финикийская богиня из Угарита, кормящая двух козлов.

Фрагмент шкатулки для косметики с изображением кормящей богини. Угарит, 1200-1150 гг. до н.э. Слоновая кость.

Я уже не раз говорил о том, что Богиня и Древо являются сабститутами, взаимозаменяемыми изображениями. На ближневосточных дохристианских изображениях можно увидеть, что часто там, где должна быть Богиня, находится Древо, и там, где должно быть Древо, находится Богиня.

Сравнение Богини с многоплодным инжиром свидетельствует о главном её качестве: она даёт. Обнажённые груди, кстати, тоже говорят об этом её качестве: она — Alma Mater (Матерь Кормящая). "Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я накормлю вас".

Путь навахо.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Среди навахо, которые были соседями, но не родственниками хопи, женщина также правила домом, но её влияние на этом не заканчивалось. Она не только готовила всю еду, заботилась о доме и детях, управляла стадами овец, забивала домашних животных, шила всю одежду, развлекала всех гостей и плела ковры в свободное время, но и имела право голоса во всех семейных делах. Не было такого занятия, которое было бы запрещено женщине из племени навахо, если она была достаточно способна справиться с этим. Ограничения на достижения никогда не устанавливались по признаку пола, только на основе способностей.

Высокий престиж, которым пользовалась женщина навахо, несомненно, был связан с её экономической независимостью, главным образом благодаря тому, что она владела домашним скотом и распоряжалась им.

Навахо начали разводить овец и коз вскоре после того, как эти животные были завезены в их местность испанскими переселенцами, стада которых обеспечивали их свежим мясом в пути. Животные, попавшие в руки навахо в результате дарения, покупки или кражи, вскоре размножились. Хотя некоторые мужчины навахо владели овцами, домашний скот был в основном собственностью женщин — возможно, потому, что они использовали шерсть для ткачества, возможно, потому, что они могли пасти овец рядом с домом, пока мужчины были на охоте и сражались
".

А вот и ещё одна немаловажная причина того, что домашние животные находились под женской опекой: "В то время как в обычный день женщина могла послать ребёнка отвести стадо пастись, когда наступало время ягнения, она старалась уделить каждой рожающей овце и каждому крошечному ягнёнку своё индивидуальное внимание. Независимо от того, что все овцы начинали сбрасывать своих ягнят в разгар несезонной метели, женщина навахо была рядом с ними, невзирая на снег и слякоть, даже спала в загоне, чтобы помочь в случае чего". То есть, это в природе женщин - "сюсюкаться" с малышами, разводить "детский сад", а мужикам заниматься этим - "не с руки".

Дополнение к статье Люди-"коллаборационисты".

На ум пришло небольшое дополнение к статье о "коллаборационизме" людей и духов (см. Люди-"коллаборационисты"). 

Это так называемая "шаманская болезнь". Если духи "положили глаз" на кого-то, они не слезут с него до тех пор, пока он не станет шаманить. Если же "избранник духов" категорически отказывается исполнять возложенную на него миссию «психопомпа» – то есть существа, которое способно связывать мир людей и духов, то он, как правило, умирает. 

Мне думается, что "избранники духов" существуют и в тех обществах, где давно уже нет никаких шаманов. На мой взгляд, Адольф Гитлер, в своё время, имел многие симптомы "шаманской болезни". 


К сожалению, книга Августа Кубичека «Адольф Гитлер, мой друг детства», не внушает доверия. Историческая ценность этой книги ставится многими историками под сомнение, в частности, Франц Естингерц писал, что «90 процентов информации, приведённой Кубичеком, является ложью» (Источник). Ну, это и понятно: в 1951 году, в самый разгар денацификации Германии, публикация объективной информации о Гитлере была невозможна. Хотя, и у Кубичека проскальзывают упоминания об одиночестве и скрытности Адольфа, о его частых и долгих блужданиях по лесам и горам, - всё как у "избранников духов" в период их "шаманской болезни".

"Причащение" Матери-Земле.

Кэролин Найтхаммер  пишет:

"Обычно в год, когда дожди шли регулярно, еды хватало, но женщины хопи хорошо знали, что в любой момент и по любой причине боги могут решить отказаться от намолённых грозовых туч и заставить голод посетить землян. По этой причине женщины часто клали крошечную щепотку песка в пищу, которую они готовили. Полингайси Коявайма (Элизабет Уайт) написала, что, когда вернулась домой в Орайби после долгого отсутствия, она была в ужасе, увидев, как её мать бросает песок в кукурузное тесто. Её мать объяснила: “Голодных людей много, а еды мало. К ней мы добавляем песок в качестве молитвы об изобилии. Песок, зёрнам которого нет числа, содержит в себе эту сущность. Что может быть более обильным, чем песок Матери-Земли в его бесконечности? Мы помним об этом, когда добавляем песок в нашу пищу при её недостаточном количестве. Когда ты месишь тесто своими тёплыми руками, сохраняй в сердце добрые мысли, чтобы в еде не было пятен зла. Проси, чтобы в еде была сила и величие Матери-Земли; тогда те, кто будет есть её, будут насыщаться как духовно, так и телесно” (Qoyawayma, 1964:35)" (Источник). 

В статьях про земледельческие общины эпохи неолита мне несколько раз попадались сообщения о "стёртых" зубах земледельцев. Объясняется это тем, что мелкие крупицы песка неизбежно попадают в муку при помоле зерна на ручных зернотёрках. 


Но, может быть, помимо этого, зубы "стирались" ещё и от песочка, который женщины подбрасывали в муку, для того чтобы вкушающие хлеб "причащались" телу Матери-Земли?