В продолжение предыдущей записи Хайде Гёттнер-Абердрот про бушменов и пигмеев.
Знаменательно, что у бушменов нет мужских инициаций. У них всё просто: мальчик становится мужчиной после того как он сам, самостоятельно, своими руками убьёт большую антилопу-канну, с массой тела 500-700 кг.
Инициации мальчиков-подростков — это всегда мужской "междусобойчик", тайное общество, социальная структура, которая начинает "качать" свои права и устанавливать свои порядки. Известно, что мужские союзы отражают первые шаги движения по пути к патриархату (= государству).
Зато у бушменов есть развитая шаманская практика. У бушменов много шаманов. Это обычные люди, которые выполняют повседневные задачи и не являются привилегированным классом. Шаманы иногда проявляют свои сверхъестественные способности в мире сновидений, но в основном это практикуется в трансовом танце.
Во время трансового танца женщины сидят вокруг центрального костра и отбивают ритм песен. Мужчины танцуют вокруг женщин. Со звуками танцевальных трещоток и глухих шагов в сочетании с женскими песнями они активируют сверхъестественную силу, которая находится в песнях и в самом шамане. Когда сила «кипит» и поднимается по позвоночнику шамана, он входит в транс.