27 июня 2025

Удивительные бушмены.

В продолжение предыдущей записи Хайде Гёттнер-Абердрот про бушменов и пигмеев.

Знаменательно, что у бушменов нет мужских инициаций. У них всё просто: мальчик становится мужчиной после того как он сам, самостоятельно, своими руками убьёт большую антилопу-канну, с массой тела 500-700 кг.

Инициации мальчиков-подростков — это всегда мужской "междусобойчик", тайное общество, социальная структура, которая начинает "качать" свои права и устанавливать свои порядки. Известно, что мужские союзы отражают первые шаги движения по пути к патриархату (= государству).

Зато у бушменов есть развитая шаманская практика. У бушменов много шаманов. Это обычные люди, которые выполняют повседневные задачи и не являются привилегированным классом. Шаманы иногда проявляют свои сверхъестественные способности в мире сновидений, но в основном это практикуется в трансовом танце.

Во время трансового танца женщины сидят вокруг центрального костра и отбивают ритм песен. Мужчины танцуют вокруг женщин. Со звуками танцевальных трещоток и глухих шагов в сочетании с женскими песнями они активируют сверхъестественную силу, которая находится в песнях и в самом шамане. Когда сила «кипит» и поднимается по позвоночнику шамана, он входит в транс.

Хайде Гёттнер-Абендрот про бушменов и пигмеев.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что, в принципе, жизнь людей в эпоху верхнего палеолита, 35 000 – 15 000 лет назад, мало чем отличалась от жизни древнейших коренных народов Африки, сан (бушменов) и пигмеев. Давным-давно эти группы занимали обширные участки восточной Африки (пигмеи) и всей южной Африки (сан), именно те регионы, где были найдены останки первых современных людей. Чтобы понять палеолитический социальный порядок, сравнение с этими аборигенными народами Африки весьма актуально.

Сан в Калахари живут группами по несколько десятков человек. Они носят фартуки из дублёной кожи и декоративные бусины из скорлупы страусиных яиц. Расписывание тела и узорчатые татуировки также распространены, и они любят музыку, танцы и песни. У групп нет вождей, хотя старейшие мужчины и женщины часто руководят из-за своего опыта. Отдельные группы внутри племени полностью равны, что означает, что это эгалитарное общество. Индивиды легко перемещаются между группами, имеющими пористые границы, и особенно когда женщина выбирает мужчину, он обычно присоединяется к её группе и помогает ей. Женщины строят полукруглые хижины, обрамлённые ветвями и покрытые травой, куда женщина может пригласить мужчину.

Женская автономия защищена социальными ценностями, такими как строгий кодекс дележа, когда охотник приносит желанную, но редкую добычу мяса. Кроме того, всё хвастовство и насилие между людьми и любое конкурентное поведение среди мужчин отвергаются. Точно так же открытое проявление гнева или попытки получить более высокий статус и материальные блага не одобряются. В небольших группах, лишённых уединения, такое поведение замечается немедленно и, в непоправимых случаях, может привести к изгнанию из группы.