09 сентября 2023

О греко-римском феномене обожествления мужского тела.

О. М. Городецкая подметила, что в Древней Греции эстетизация, обожествление мужественного тела в искусстве сочетались с развитым гомосексуализмом в жизни.

"История греческого искусства вообще примечательна тем, что мужская обнажённая фигура появляется в нём значительно раньше женской и гармоничная мужественная красота наделяется божественной сутью. Этот греко-римский эстетический феномен — явление почти уникальное, равно как и греко-римская идеализация гомосексуальных отношений. Обычнее для человеческого общества поклонение телу женскому. Культ богини-матери, средоточии всех тел и душ рода, племени или человечества, находил своё отражение в искусстве ещё со времени палеолита".

Пан и Дафнис. Римская копия греческого оригинала.

Да, это верно подмечено, что от древнегреческого патриархата отдаёт душком гомосятинки. Но только ли — от древнегреческого? 

Я никак не могу себе представить "бабника" Казанову на месте Александра Македонского. Ну не интересно это для "бабника" — всё время "тусоваться" с мужиками! А Александру, почему-то, было интересно.

Троянская война и великое рассеяние греков-ахейцев.

В записи Об экспансии "народов моря" между прочим говорилось, что, скорее всего, Троя была разграблена и сожжена "варягами" Бронзового века, которых называют "народами моря", с лёгкой руки древнеегипетских летописцев.

В книге Л.A. Гиндина и В. Л. Цымбурского "Гомер и история Восточного Средиземноморья" (М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996) приводятся некоторые свидетельства в пользу этой версии.

"Целый ряд героев похода [на Трою] явно не стремится возвращаться домой вообще, независимо от каких бы то ни было катаклизмов и препон по пути. Похоже, они и из Авлиды отплыли без намерения вернуться. Именно такое впечатление возникает, когда читаем у Аполлодора (Ер. 6,2) место о том, как Амфилох, Калхант и другие, оставив свои корабли возле разрушенного Илиона, пешком устремляются в Колофон к Мопсу. Или немногим ниже (Ер. 6,15) о том, как из прочих героев «одни поселились в Ливии, другие в Италии, некоторые же в Сицилии и на островах, расположенных вблизи Иберии. Эллины поселились также и на берегах реки Сангарис (к востоку от Троады. - Л. Г., В. Ц.), были и такие, которые поселились на Кипре». Тут же (Ер. 6,15а-b) Аполлодор частично раскрывает содержание данного пассажа; в Италию попадает фессалиец Филоктет, в Ливию - его сосед Гуней, жителей Коса забрасывает сперва на Андрос, потом на Кипр; спутники эвбейца Элефенора, погибшего в Трое, заплывают в Ионийский залив и поселяются в Эпире и т.д".

И далее авторы пишут: "Сказания Троянского цикла не дают нам права связывать события Троянской войны с цветущим позднемикенским периодом III В. <...> Это cкорее какой-то прилив героизма в преддверии коллапса и выпадения Ахейской Греции из средиземноморского баланса сил, накануне колоссальных перемен в картине этого ареала".

Чем можно объяснить, что греки-ахейцы, участники похода на Трою, не горели желанием поскорее вернуться домой в Элладу? Может быть, они знали, что не будут хозяевами в своих прежних домах?