"Каптерев задумался и
сказал: "Открыто наблюдениями, что в гусенице, обвившейся коконом, и
которая кажется — умершею, начинается после этого действительно
перестраивание тканей тела. Так что она не мнимо умирает, но —
действительно умирает… Только на месте умершей гусеницы начинает
становиться что-то другое; но — именно этой определённой гусеницы, как
бы гусеницы-лица, как бы с фамилиею и именем: ибо из всякой гусеницы,
сюда положенной, выйдет — вон та бабочка. А если вы гусеницу эту
проткнёте, напр., булавкою, тогда и бабочки из неё не выйдет, ничего не
выйдет, и гроб останется гробом, а тело — не воскреснет". Тогда-то,
тогда мне стало понятно, почему феллахи (потомки древних египтян, явно
сохранившие всю их веру) плакали и стреляли из ружей в европейцев, когда
те перевозили мумии, извлечённые из пирамид и из царских могил. Они,
эти нигилисты, заживо умершие и протухшие, не понимая ни жизни, ни
смерти, "нарушили целость тела их (феллахов) предков" и тем лишили их
«воскресения». Они, о чём предупредил Каптерев, как бы "разломили мумии
пополам", или, всё равно — пронзили иголкою «куколку», после чего она
приобщается смерти без бытия. Тогда мысль, что "бабочка есть душа
гусеницы", "энтелехия гусеницы"
(Флоренский) — ещё более утвердилась у меня: а главное — мне
разъяснилось и доказалось, что египтяне в мышлении и открытиях
"загробного существования" шли тем же путём, как я, т. е. "через
бабочку" и её «фазы».
Тогда для меня ясны стали
саркофаги — мумии. Кто видал их в нижнем этаже Эрмитажа, тот не мог не
поразиться раньше всего — величиною. Зачем — такой большой, огромный
саркофаг — для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это — «кокон»
куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу
кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон,
какой, безусловно, строит себе всякая гусеница — и египтянин себе
изготовлял, «окукливаясь». И тело клалось — в пелены, «завёртывалось»,
как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо "выпуская из себя"
шёлковые нити, делает себе "шёлковую рубашечку".
Поверх этого жёсткая, коричневая скорлупа. Это — саркофаг, всегда
коричневатого однообразного тона. Кажется, он гипсовый, и тогда он и по
материалу естества сходен с оболочкою куколки, ибо что-то вроде извести,
как выпота, даёт и тело гусеницы. Вообще, ритуал погребения у египтян
вышел из подражания именно фазам окукливающейся гусеницы" (В. Розанов. Источник).
В связи с этим как-то совсем по-иному смотрится история, рассказанная блогером crustgroup про самый древний из найденных сидонских финикийских саркофагов.