04 июня 2023

Ещё один пазл в картину Старой Европы.

На территории совр. Южной Германии, в большой пещере Офнет, в 1908 году Роберт Рудольф Шмидт обнаружил в слоях палеолита на небольшой глубине два расположенных недалеко друг от друга углубления, которые вмещали скопления человеческих черепов, засыпанные смесью охры, золы и земли. Черепа располагались как птичьи яйца в гнезде.

Part of great skull burial at Ofnet, Bavaria.

Большая группа состояла из 27, меньшая - из 6 черепов. Среди черепов определено 4 мужских, 9 женских и 20 детских. Клаус Шмидт говорит, что мужские черепа были захоронены без каких-либо сопутствующих предметов, в то время как детские украшали раковинами улиток. Возле женских черепов было положено в общей сложности примерно 200 просверлённых оленьих зубов и около 4000 раковин моллюсков.

Радиоуглеродные исследования установили время захоронения черепов приблизительно 6300 г. до Р. Х., что является поздним мезолитом.

Как видим, в эпоху позднего мезолита в Старой Европе к [умершим] женщинам проявлялось гораздо больше почтения, чем к мужчинам. 

"Петухи" иерихонские.

Клаус Шмидт говорит, что в Иерихоне найдены останки 491 человека эпохи докерамического неолита, причём полностью сохранилось только 200 скелетов. Немецкий антрополог Готтфрид Курт "обратил внимание на то, что обнаружены останки меньшего количества людей, чем можно было ожидать, и что среди останков явно преобладала группа молодых людей времени докерамического неолита А и В". 

"Что стоит за этим иерихонским фактом?" - задаётся вопросом К. Шмидт. - "Ясно, что выявленные пропорции смертности не характерны для иерихонского общества эпохи неолита. Данные находки не являются материальными свидетельствами естественного биологического процесса; очевидно, здесь имели место определённые манипуляции. Среди иерихонских умерших группа молодых людей должна была бы составлять меньший процент, чем тот, что был выявлен, иначе у популяции почти не оставалось шансов выжить. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что район Иерихона был предпочтительным местом погребения небольшой группы людей, умерших в молодом возрасте. На вопрос "почему?" в любом случае вразумительного ответа нет. Однако можно, по крайней мере, осторожно предположить, что люди, умершие в молодом возрасте и похороненные в Иерихоне, относятся к особой группе - к группе, для которой уже при жизни действовали особые правила, и с телами умерших её членов нужно было поступать соответствующим образом. Не углубляясь далее в гипотезы, следует лишь подумать над вопросом: а не являемся ли мы свидетелями человеческих жертв, похороненных в Иерихоне, в то время как "нормальные" умершие хоронились в других местах?"

Ну и далее К. Шмидт - мимоходом - касается темы иерихонских черепов. С помощью глины или гипса им восстанавливали лицо, причём глаза часто заменяли раковины каури. В отдельных случаях на щеках и лице отмечены рисунки. Нет ответа на вопрос, стремились ли тогда люди к изображению лица умершего, т. е. пытались ли изобразить его лицо близким к портретному сходству, или хотели лишь представить некий идеальный образ. 

Лично я более склоняюсь к идеальному образу, исходя из позднейших египетских погребальных масок, которые не имели ни малейшего сходства с лицом умершего человека.

Во всяком случае, у нас имеется реконструкция одного из иерихонских черепов.

Результат реконструкции. Источник картинки.

А это оригинальный "оштукатуренный" череп

Иерихон (2).

В продолжение записи "Иерихон".

Натуфийская культура, которой принадлежит самый древний археологический слой Иерихона, возникла в XII-XI тысячелетии до Р. Х.

В Сети "гуляет" вот такая реконструкция Иерихона докерамического неолита А:

The Walls of Jericho.

Стены там действительно были раскопаны. Но были ли они оборонительными сооружениями? Это большой вопрос. 

Клаус Шмидт пишет:

"В числе прочего Кэтлин Кеньон (Kathleen Kenyon) обнаружила два больших похожих на ступку камня с углублениями [1] и двенадцать скелетов, сложенных у основания той лестницы, что вела в башню неолитического времени.

Реконструкция, circa 8000 BCE, источник картинки.

Оба камня она сочла за цоколи несохранившихся тотемных столбов. Эта интерпретация кажется весьма правдоподобной, поскольку в Невали Чори, другом важном неолитическом памятнике той эпохи, как и в Гёбекли Тепе, были обнаружены подобные находки.


Однако не указывают ли данные свидетельства и их интерпретация больше на культовую принадлежность сооружения? И не противоречат ли, в конце концов, скелеты толкованию башни в военном аспекте? На останках не обнаружено никаких признаков жертв военных действий, и не нужно быть военным, чтобы предположить, что двенадцать погребений у основания лестницы, ведущей в оборонительную башню, стали бы помехой для бегающих вверх и вниз защитников.