12 марта 2023

"Женские дома" в Трипольской культуре.

В архаических патриархальных культурах, как правило, имелись т. наз. "мужские дома". Любопытно, что своего рода "женские дома" существовали в матриархальной Трипольской культуре.

"Наиболее полно исследована культовая постройка у с. Сабатиновка на Южном Буге", - пишет И. П. Русанова. - "Это прямоугольная постройка (площадью 70 м2) с глинобитными стенами, внутри которой выделяются три части. В первой части постройки почти не было находок, только перед узким входом была сделана каменная вымостка и лежал костяной антропоморфный амулет. Пол второй части постройки был покрыт обожжённой глиной и в центре стояла печь, рядом с ней сосуды, в том числе курильница, миниатюрные сосудики и миска с костями быка. Здесь же лежало пять зернотёрок и пять женских статуэток. В третьей части помещения был сделан алтарь - возвышение размерами 2,75 х 6 м, сделанный из 4-5 слоёв обожжённой глины на высоту до 50 см. Вдоль алтаря стояло 16 глиняных креслиц с "рогатыми" спинками, на которых сидели женские фигурки.

трипольская статуэтка на креслице с "рогатой" спинкой

Рядом находилось большое глинобитное кресло с диаметром сиденья 1 м [Макаревич М. Л. Об идеологических представлениях у трипольских племён // ЗОАО. - Т. I (34). - Одесса. 1960, с. 290-301]. По реконструкции Т. Г. Мовши обряды здесь выполняли семь женщин: пятеро из них растирали зерно, шестая топила печь и седьмая, восседая на глиняном кресле, руководила всеми действиями [Мовша Т. Г. Святилища трипольской культуры//СА.- 1971. №1, с. 204]. Б. А. Рыбаков назвал эту постройку "своеобразным женским домом, связанным с выпечкой ритуального хлеба", где производились заклинания природы по поводу урожая предстоящего года, совершались общественные церемонии [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М. 1981, с. 176]".

Одна из реконструкций трипольского дома.

Домашние жертвенники скифов.

И. П. Русанова говорит, что у скифов "жертвенники представляли собой столб из обожжённой глины или слоёв глины высотой и диаметром 1,0-1,25-1,5 м. Верхняя площадка жертвенников на Пастырском и Матронинском городищах имела мискообразное углубление и была покрыта 7-8 концентрическими кругами (рис. 143).

Такого типа жертвенники известны с эпохи бронзы. На поселении срубной культуры у с. Ильичёвка на Северском Донце в жилище жертвенник был сделан из песчанисто-меловой массы, имел диаметр 60 см и высоту 30 см. Рядом с ним стояло четыре сосуда и лежала каменная булава, глиняные хлебцы [Шаповалов, 1976, с. 54; Отрощенко, 1990, с. 6]. В полуземляночном жилище на поселении IX-VIII вв. до н. э. у с. Андрусовка на Тясмине жертвенник состоял из 2-3 слоёв глины, поднимался над полом на 0,95 см, диаметр его круглой площадки равнялся 1,2 м [Покровсъка, Петровсъка, 1961, с. 129-143]. Ещё в более древнее время возвышенные округлые или крестообразные жертвенники, покрытые концентрическими кругами, сделанными красной краской, встречались в жилищах трипольской культуры [Пассек, 1949, с. 89; Бибиков, 1952, с. 22-29; Мовша, 1960, с. 231-248]. Е. Т. Покровская отмечает традицию сооружения жертвенников с концентрическими кругами, сделанными красной краской, идущую от трипольской культуры и связанную с культурами Восточного Средиземноморья III-II тысячелетий до н. э. [Покровская, 1962, с. 79; 1973, с. 183]. На Крите имелись мраморные алтари, украшенные концентрическими кругами [Пассек, 1949, с. 89]".

Покопавшись в своей коллекции картинок, я нашёл вот этот мраморный крито-минойский крест. Может быть, он имел какое-то отношение к жертвоприношениям?

stone cross from the temple repository at Knossos

Скифы: «всё своё носим с собой».

"По Геродоту "у скифов нет ни городов, ни укреплений и свои жилища они возят с собой" [IV, 46], у них "не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса [1]. Ему они строят такие сооружения" [IV, 59] [2]. Святилища Аресу были воздвигнуты в каждой скифской области и представляли собой горы хвороста с четырёхугольной площадкой наверху, на которой водружён меч - кумир Аресу. Ему приносят в жертву коней и рогатый скот, а также одного человека из каждой сотни пленных. Пленных закалывают и отрубают у них правую руку [IV, 62]. Жертвенных животных скифы душат и затем варят их мясо [IV, 60]. При казни прорицателей - тоже жертвоприношении - их сжигают на возу с хворостом [IV, 69]", - сообщает И. П. Русанова. - "Из приведённых данных видно, что нет собственно надежды найти культовые места кочевников-скифов - их или вообще не было, или они археологически неуловимы, как кучи хвороста или сожжённые возы".

В данном отношении, скифы являются диаметральной противоположностью древних египтян. Первые не оставили после себя никаких "следов" святилищ или храмов, вторые "наследили" изрядно. 

Храм Амона в Карнаке.

Впрочем, скифы оставили после себя т. наз. зольники - насыпи из золы, мелких угольков и "кухонных отбросов". Подобные зольники встречаются и в античной Элладе. Так, в "Описании Эллады" Павсания (II в. н. э.) говорится о зольных холмах, сложенных из остатков жертвоприношений. Жертвенник Зевса - эсхар на вершине Ликейской горы, откуда был "виден весь Пелопоннес" состоял из золы и земли.

"Культовое назначение античных зольников в Северном Причерноморье, несмотря на присутствие в их насыпях "кухонных отбросов", не вызывает никаких сомнений у исследователей. М. М. Кобылина рассматривала зольники как наиболее простой тип жертвенников, на которых сжигались жертвы.