«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru. Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто применяют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на направление, в котором они двигались, и не означает непременно их тожества с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён. В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).
Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе их стоят весьма многочисленные «старшины западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амурру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников, стоявших под началом специальных «старшин».
Текст Ибн-Сина называет их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.
«Для горца оружие — товарищ,
Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,
Он ест неварёное мясо,
За всю свою жизнь он не знает дома,
Своего мёртвого товарища он не погребает.
(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».
Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «организованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, живших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.
«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.