09 июля 2025

Немного про амореев.

«Амореями» мы называем то племя, или племена, которые по-шумерски обозначались идеограммой MAR-TU, по-аккадски термином 'amurru.  Наиболее правильным будет понимать термин mar-tu // amurru с самого начала как обозначение страны света, а именно запада. Жители Двуречья часто приме­няют этот термин — «западные» — к проникающим в то время за Евфрат племенам. То, что жители Двуречья называют эти племена «амурру», указывает лишь на на­правление, в котором они двигались, и не означает непременно их тоже­ства с населением сирийских гор Амурру. «Амурру» в эту эпоху ни в коем случае не является самоназванием «восточно-ханаанейского» (или западно-семитского) племени или племён.  В I тысячелетии до н. э. термин «Амурру» применяется ассирийцами и вавилонянами для обозначения Сирии вообще (приблизительно в том же смысле, что и «Хатти»).

Что мы знаем о племенах «амурру» в Двуречье? Люди, называемые mar-tu, появляются в массовом количестве начиная с III династии Ура и в особенности получают большое распространение после её падения. Во главе  их стоят весьма   многочисленные   «старшины   западных» (ugula mar-tu). Создаётся впечатление, что термин «амур­ру» превращается в нечто вроде обозначения профессии — может быть, наёмников,  стоявших под началом специальных «старшин».

Текст Ибн-Сина назы­вает их «врагом, никогда не знавшим города». Ещё характернее текст, опубликованный Chiera.

«Для горца   оружие — товарищ,

Он вырывает тмин у подножья горы, он не знает подчинения,

Он ест неварёное мясо,

За всю свою жизнь он не знает дома,

Своего мёртвого товарища он не погребает.

(Теперь же) Амурру владеет домом (?)».

Приведённое выше вавилонское письмо рисует даже «мирных» «амореев», живших в домах (видимо, "отжатых" у земледельцев) и находившихся под началом «старшины амореев». Они, подобно "реестровым" казакам в России, числились на службе вавилонского государства. Большинство «орга­низованных» амореев состояло из давно вавилонизованных лиц, жив­ших в самой Вавилонии и носивших аккадские имена. Этот процесс вавилонизации и перехода к земледелию хорошо отображён в приведённом выше тексте.

«Старшины амореев» не всегда были, однако, на службе вавилонского государства, а были самостоятельными, даже могущественными вождями. Они могли проводить собственную политику.

О "пробных браках" у семитов.

Хайде Гёттнер-Абендрот рассказывает о брачных обычаях у семитов-аккадцев в середине 3-го тысячелетия до н. э.

Девочку-невесту для своего сына выбирал отец жениха, и с тех пор она жила в доме своего свёкра, чтобы фактически быть служанкой до свадьбы.

Это так называемый "пробный брак". За девочку был уплачен немалый калым, и покупатель "товара" должен был убедиться, что "товар" качественный. Если девочка на поверку оказывалась глупой и ленивой "неумехой", её могли вернуть назад родителям. Типа, нам такого "добра" не надо. 

Интересно, что у многих северных народов (например, у чукчей) практиковался подобный вид брака, только наоборот: молодой жених приходил в стойбище своего потенциального тестя и должен был продемонстрировать все свои самые лучшие качества. Как правило, он показывал своё усердие в работе, и через год или два тесть принимал решение, нужен ли ему такой зять.

Кажется, у древних евреев были в ходу оба брачных обычая. 

С одной стороны, согласно Библии (Бытие 30:25–33), патриарх Иаков пас стада своего дяди Лавана 20 лет. Первые 14 лет Иаков работал не за плату, а за двух своих жён, дочерей Лавана, оставшиеся 6 лет он получал плату домашним скотом.