12 августа 2022

Вместо паспорта.

В продолжение записи "Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы". 

Спустя некоторое время я осознал, что сделанное мною предположение о том, что "вставка всякого рода глиняных тарелочек и деревяшек под нижнюю губу является ни чем иным как банальным затыканием женского рта", ошибочно.

Африканист В. А. Корочанцев говорит, что племена маконде, сара, моси рассекают себе щёки, дабы все знали, к какому народу они принадлежат

Скорее всего, мы здесь имеем дело с крайними формами манифестации родо-племенной жизни.

Таким образом выражается и подчёркивается принадлежность человека тому или иному родовому коллективу. Нам, живущим в современном обществе, этого делать не нужно, потому что у каждого человека есть паспорт, который позволяет ему обращаться за помощью к государству (без паспорта даже и зуб не выдернут в стоматологической поликлинике). А к кому обращаться за помощью членам архаического общества? Государства - нет, народа или нации - тоже нет (например, на острове Новая Гвинея насчитывается более 860-ти языков, то есть чуть ли не каждая деревня говорит на своём языке). Очевидно, при таком раскладе можно полагаться лишь на "своих". И вот, похоже на то, что все эти непонятные нам формы подчёркивания родо-племенных особенностей возникают из разделения мира на "своих" и "чужих". Носишь палочку в носу? - как эта девчонка на картинке. - Значит, ты "свой", родной, брат или сестра, отец или мать, принадлежишь к одной большой семье. Нет палочки в носу? - значит ты "чужой", не из нашего "муравейника". "Свои" всегда поделятся тем, что имеют; "чужие" - вряд ли.

Почему тлинкитки вставляют деревяшки в рассечённую губу?

В продолжение записи "Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы". 

"Тлинкиты - индейское племя, проживающее на юго-востоке Аляски и  прилегающих частях Канады. 

Обычай этого племени вставлять в рассечённую нижнюю губу кусок дерева или раковины. Обычно такое украшение носили женщины и старейшины. Калюжка мешала женщинам говорить и есть. Сначала в нижней губе делается маленькое отверстие,  куда вставляется небольшая шпилька, которая со временем сменяется калюжкой до 12 см в окружности. Калюжка являлась признаком хорошего рода.

В древности у всех девочек тлинкитов на нижней губе делали разрез параллельно линии рта и чуть ниже его. Медная проволока, кусок раковины или дерева, продетые в этот разрез, держат его открытым и расширенным. Требуемый размер получается постепенным введением всё больших предметов. Когда девушка достигает зрелого возраста, в отверстие в губе вставляется обыкновенный кусок дерева длиной от 5 до 15 сантиметров и шириной около полутора сантиметров. Старость мало ужасает тлинкитскую красавицу: с возрастом в отверстие на губе вставляется кусок дерева побольше. Хотя это и не увеличивает прелести лица, но возвышает общественное положение" (Источник).

Картинку девушки-тлинкитки с деревяшкой в нижней губе я не нашёл в Сети. Пришлось довольствоваться тем, что есть.

Tlingit Women Stene-tu and Kaw-claa in Chilkat Blankets 1906
 
 
Case and Draper Kaw-Claa, Woman from Village of Chilkat, Tlingit Nation, Alaska 1906

Здесь надо отметить, что тлинкиты были кондово-патриархальным племенем. У них были рабы. Рабами становились военнопленные и их потомки. Хозяин раба имел полное право убить его. Если же хозяин умирал,  то  на его могиле умерщвляли двух рабов.

В связи с этим можно предположить, что вставка всякого рода глиняных тарелочек и деревяшек под нижнюю губу является ни чем иным как банальным затыканием рта.