04 июня 2022

Лор (отоларинголог) в Тибете.

Валентина Козинец в статье "О китайских драконах, нагах и тибетских духах лу" мимоходом упоминает китайского домового духа лу из книги Келъян «Женщины Тибета»:

«Пока я рассматривала червей, женщина вдруг подозвала меня к себе. Она внимательно посмотрела на меня и велела соседке принести немного простокваши, потом подула в чашку и … плюнула. Она протянула мне чашку со словами: ”Простоквашу подержишь во рту, только потом медленно проглотишь. Это хорошо поможет твоему горлу. Вы небрежно относитесь к духу домашнего очага и часто загрязняете домашний очаг, чем и рассердили духа вашего дома. В этом причина твоей болезни горла“. Говорят, что таких духов очень легко рассердить, но если их задобрить, они становятся очень дружелюбными». 

Вот такое удивительное лечение... 

Почему горло болит? — Плохая ты домохозяйка, домовой тобою недоволен. 

Вместо "пилюли" — плевок в простоквашу. Магия какая-то...

Ну, без некоторой доли "магии" не обходился даже Иисус Христос. Как известно, исцеляя слепого, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением [1] помазал глаза слепому, повелев позже пойти и умыться. Вот брение - это и есть "магия". Ведь Христос, по идее, мог бы обойтись и без ритуала с помазанием глаз слепому. Тем более, что за такого рода "магию" Иисуса обвиняли в колдовстве, считали, что Он творит чудеса силой князя бесовского...

Костяные мегалиты Чукотки.

Валькар с Эквенского поселения. Чукотка. 1-е тыс. н. э. Источник картинки.

Это тип древнего жилища, который кроме эскимосов распространился у чукчей и алеутов, то есть народов арктического побережья Тихого океана, занимающихся зверобойным промыслом. Это были полуземлянки, реже наземные строения, на каркасе из китовых рёбер, крытом шкурами и дёрном. В постройке также использовали камень и плавник (деревья, плавающие в море и выбрасываемые на берег). Имел летний и зимний выход по углубленному в землю крытому коридору. Пол мостили лопаточными костями кита и каменными плитами. Отапливался каменной жировой лампой.

Этот тип жилья очень сильно напоминает древние коридорные гробницы. Вот, для сравнения, Брин-Келли-Ду (букв. «холм в тёмной роще») — мегалит в Уэльсе.

Только здесь вместо китовых костей — камни. 

О демократичности индейских обществ.

"Как полагает историк Джон Уайт, не менее половины индейских племен на территории современных США были матриархальны и матрилинейны. И сегодня у 25% признанных правительством США индейских общин женщины играют доминирующую роль. Матрилинейность, характерная для архаичных обществ, означает определение имени и ведение счёта рода по матери. Это несло и правовые последствия — наследование имущества по женской линии, женское управление судьбой семьи и общины. Так, женщины племени навахо имели больше прав на домашнее имущество, распоряжение семейным доходом и судьбу детей. 

Даже патриархальные индейские сообщества отличались демократичностью в отношении женщин и почтением к ним как к источнику жизни. Трепетное отношение к жизни женщин иногда использовалось европейскими колонизаторами — взяв их в заложники, можно было легко принудить индейских мужчин сложить оружие. Так, например, поступил 7-й кавалерийский полк Джорджа Кастера в «битве» при Уошите в 1868 г. В ходе быстрого нападения на мирное селение полк пленил более пятидесяти женщин и детей, и затем американцы принудили многочисленную группу индейцев покинуть свои земли и уйти в резервации. Оберегая своих жён и сестер, шайенны готовы были подчиниться воле захватчиков. Индеец племени сиу Рональд Громовая лошадь говорит о женщинах: «Мы верим, что женщина намного ближе к богу, чем может оказаться мужчина. […] женщины, так как даруют жизнь, создают её, намного более святые и духовные существа, чем мужчины. Они важнее мужчин»." 

Из статьи Константина Котельникова "Индианки. Мир победившего феминизма".