08 октября 2022

Интересная параллель

Ритуальный погребальный сосуд, культура Марлик, Гилян.

А это - лингам, символическое изображение Шивы — Ардханаришвара, когда он предстаёт гермафродитом: левая сторона – женская ипостась, правая — мужская.

 

Стало быть, представления о божественной андрогинности были присущи ещё дравидам, задолго до вторжения ариев и появления Вед.

Недаром же в русском языке "блудодейственное светило" одновременно и мужского рода — "месяц", и женского рода - "луна".  

Любовная магия эпохи эллинизма.

Одним из самых зловещих экспонатов Лувра является терракотовая фигурка, найденная в Египте. Статуэтка изображает коленопреклонённую девушку со связанными руками, пронзённую металлическими иглами. Фигурка была помещена в глиняный горшок вместе с текстом любовного заклинания, написанным на коже по-гречески, и погребена после завершения ритуальных действий во II в. до н. э. Сначала предположили, что "кукла вуду" была сделана для порчи, однако смысл исколотой статуэтки оказался иным. Это стало понятно после расшифровки заклинания: "Я призываю Тота, Анубиса, Антиноя и духов мёртвых! Я протыкаю её тело тринадцатью иглами, чтобы эта женщина не смогла полюбить никого кроме меня". То есть кто-то очень хотел кого-то приворожить. Связанные руки жертвы демонстрировали, что сопротивляться магическому влиянию бесполезно. А гвозди, вонзённые в разные части тела, – то, что девушка должна "болеть" о том, кто совершил колдовство.
 

Как женщины охотились, не выходя из дома.

Джеймс Фрэзер в своей "Золотой ветви" приводит многочисленные примеры того, как в архаических обществах женщины помогают своим мужьям-охотникам. Так, у баньянколе, племени с юга Уганды, "когда мужчина находится на охоте, его жена воздерживается от половых сношений с другими мужчинами". У тонга или ронга с юго-востока Африки, когда мужчины находятся на охоте, женщины также строго соблюдают правило воздержания. Г-н Юнод, крупный специалист по этому племени, пишет: "Старый Макхани заверял меня, что невоздержанность жены, находящейся дома, приведёт к тому, что на её мужа нападёт дикий зверь или он будет убит далеко в глуши". У вауа, племени, обитающем на восточных границах бывшего Камеруна в Экваториальной Африке, охотники перед отправлением на охоту соблюдали воздержание в течение трёх дней, чтобы их не убили животные. Если жена не сопровождает своего мужа в экспедиции, то она обязана оставаться в своей хижине всё время его отсутствия. Прежде всего она должна соблюдать строгое воздержание. Если охота несколько раз была безуспешной, охотники обвиняют своих жён в неверности и приглашают колдуна, который изгоняет из них злого духа. Если невезение продолжается, женщин подвергают пытке ядом, чтобы выявить виновную, которая своей распущенностью принесла деревне неудачу. У вачамба, племени из Усамбара в Центральной Африке, пока охотник находится в лесу, его жена дома не должна вступать в половую связь с чужаком. Ей запрещено принимать в гости других мужчин у себя в доме. Только её ближайшие родственники могут есть вместе с ней. Считается, что если она не будет соблюдать этих ограничений, то её муж заболеет или погибнет в лесу. Рассказывая в целом о племенах банту из Центральной Африки, автор, живший среди них двадцать девять лет, пишет, что "табу охотника касаются также его жены, а законы, обуславливающие успех охоты, многочисленны и сложны. Один из первых и самых важных законов, определяющих удачу охотников — незыблемая верность мужа и жены во время отсутствия первого. Если женщина изменяет мужу, пока он находится на охоте, то ему грозит неудача, опасность со стороны диких животных и даже смерть".