22 июля 2023

Провозвестие Аттиса.

Один из эпитетов Аттиса — "Сжатый зелёный (жёлтый) колос".

Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр

Очевидно, в связи с этим находится кульминационный эпизод в телестерии Элевсинских мистерий. Римский епископ Ипполит сообщает, что кульминация Элевсинских мистерий состояла в демонстрации пшеничного колоса. Вальтер Отто говорит о чуде, происходившем во время Элевсинских мистерий. "Пшеничный колос, растущий и зреющий со сверхъестественной быстротой, является такой же неотъемлемой частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов во время дионисийского пира" (The Homeric Gods, стр. 25).

К этому надо добавить, что историю божественных страданий Аттиса, его смерти и воскресения понимали как нанесение серпом ран растению, хранение зерна в закромах, последующий сев и новое рождение в виде колоса. 

Удивительно, но Иисус Христос тоже говорит о скопцах и о зерне. "Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит". “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода”.

Понятно, что здесь, в зерне, в семени, находится средоточие и языческой, и христианской мистики. Тут всё примерно так, как говорил Владимир Соловьёв о любви: "И ад, и земля, и небо с особым участием следят за человеком в ту пору, когда в него вселяется Эрос. Каждой стороне желательно для своего дела использовать тот избыток душевных и физических сил, который открывается тем временем в человеке. Без сомнения, это есть самый важный срединный пункт нашей жизни".

Тут кстати и гирлянды из бычьих яиц (см.: К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Кажется, стоящая за этим идея выглядит примерно так: трансформация (или преображение) возможна лишь тогда, когда есть мужская сила в яйцах, когда "колос" ещё молодой и зелёный.

Интересно, насколько эти средиземноморские таинства сопряжены с даосской внутренней алхимией? "Зародыш [бессмертного тела] должен вызреть в нижнем даньтяне. <...> Утробное дыхание — дыхание животом, необходимо для созревания зародыша. Когда зародыш вырастает, адепт перемещает себя в зародыш, и вылетает через макушку, а сам «избавляется от трупа». Это последний акт полного обновления себя и создания бессмертного тела" (Источник).

К описанию национального психотипа русского народа.

"Фригийская Мать богов занимала важное место в пантеоне почти всех понтийских полисов. Её изображения находили в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора с архаики до первых веков нашей эры включительно. Это было самое популярное малоазийское божество, в Ольвии вытеснявшее даже богиню земледелия Деметру", - сообщает Л. Л. Селиванова в статье "Самооскопление во славу богини".

Понтийское царство выделено пурпурным цветом.

Ко времени крещения князя Владимира в Херсонесе Таврическом там, конечно, уже не было идолов и статуй Кибелы, однако мы же знаем, что духовные влияния не исчезают одномоментно.

Три года назад я задавался вопросом: почему первые храмы Руси посвящены Софии? Может быть, строили их не на пустом месте, а на местах поклонения какой-то древнеславянской богине?

Во всяком случае, невозможно отрицать духовный импульс с юга, со стороны Анатолии, который происходил на протяжении многих веков. Сначала это было влияние языческой Матери богов, а затем — христианской Богородицы. Такие влияния не проходят бесследно.  

Древнеримское "хлыстовство".

Кто хорошо осведомлён в том, что собой представляет русское христоверие ("хлыстовство"), не может не поразиться обилию аллюзий в нижеприведённом стихотворении Катулла.

Тут, конечно, надо отдать дань глубокого уважения этому древнеримскому гению, который в свои молодые годы так глубоко и проникновенно понимал культ Кибелы.

"По морям промчался Аттис на летучем, лёгком челне,
Поспешил проворным бегом в ту ли глушь фригийских лесов,
В те ли дебри рощ дремучих, ко святым богини местам.
Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
Оскопил он острым камнем молодое тело своё.
И себя почуял лёгким, ощутив безмужнюю плоть,
Окропляя тёплой кровью кремнистый выжженный луг.
Он взмахнул в руке девичьей полнозвучный гулкий тимпан.
Это твой тимпан, Кибела, твой святой, о матерь, тимпан!
В кожу бычью впились пальцы. Под ладонью бубен запел.
Завопив, к друзьям послушным исступлённый голос воззвал:
«В горы, Галлы! В лес Кибелы! В дебри рощ спешите толпой!
В горы, Галлы, Диндимены госпожи покорная тварь!

Презирая дар Венеры, оскопили вы свою плоть.
Веселитесь, быстро мчитесь, пусть взыграет сердце в груди!
Порадейте в честь богини! Поспешите, Галлы, за мной!
"

(Перевод А. И. Пиотровского)

Здесь и "корабль" христоверов, плывущий по волнам житейского "моря", и "проворный бег" радеющих, и духовное опьянение ("Благодать Св. Духа, - говорили христоверы, - напояет нас как бы пивом; от сего благодатного пива сердца наши исполняются веселием Духа Святого, и мы, будучи упоены Св. Духом, как пьяные, приходим в радостное и святое исступление"), и оскопление (скопчество, как массовое явление, произошло из "хлыстовства"), и особая "лёгкость" в теле (по наблюдениям самих "людей Божиих", ощущение лёгкости и восторженной радости есть следствие их долгих постов. "Раз, когда я выдержал пятидневный пост, - говорил один христовер, - мне далась такая лёгкость, что и я плясал"), и девичья натура Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов...

Но имеются параллели и с культом Диониса, что указывает на сходство Аттиса и Диониса.