22 февраля 2023

Патриархат у папуасов.

Из статьи Н. А. Бутинова "Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и северо-западной Меланезии)" следует, что "на Новой Гвинее и в Северо-Западной Меланезии до прихода европейцев общинно-родовой строй переживал стадию расцвета".

Автор описывает подсечно-огневое земледелие и говорит, что "в целом подтверждается то, что писал о папуасах и меланезийцах Н. Н. Миклухо-Маклай: «Мужчина берёт на себя главные и более трудные работы (постройку хижин, тяжёлую работу на плантациях, рыбную ловлю, охоту и т. д.). На женщине лежат уход за детьми, лёгкие работы на плантациях: им приходится смотреть за ростом посеянных и посаженных растений, полоть, собирать плоды и овощи. Дома — носить воду, собирать сухие ветви для костра, очищать плоды перед приготовлением пищи и т. д. Кормление свиней и собак лежит на них же».

Мужской и женский труд отличаются один от другого, однако, не только по своим функциям, но и по своему характеру. Мужчины обычно работают группами, а женщины в одиночку. Эту закономерность отмечают все исследователи, ведшие полевую работу. Обобщая их наблюдения, Я. Хогбин и К. Веджвуд сообщают о «постоянной группе в деревне, состоящей из работоспособных мужчин». Э. Шлезиер пишет о труде женщин: «Только в исключительных случаях, например при приготовлении саго, женщины работают сообща».

К этому можно добавить, что, хотя мужчины обычно трудятся группами, ряд операций они тоже выполняют в одиночку: в частности, труд на огородах поделён так, что часть операций выполняет группа мужчин, а часть — семья, состоящая из мужа, жены и детей. Расчистка участка в лесу от деревьев, возведение забора для защиты огорода от кабанов, первичное вскапывание земли — дело группы мужчин. С теми орудиями труда, какими располагали папуасы и меланезийцы (а кое-где эти орудия и сейчас применяются), такие трудовые операции, по мнению Я. Хогбина, требуют объединения усилий 10—12 мужчин. Столько же примерно мужчин участвует в ловле рыбы.

Группа мужчин не всегда одинакова по размерам и составу: кто-то может из-за болезни не участвовать в труде, кто-то может прийти из другой деревни и поработать день-два в порядке взаимной помощи. Но часть рабочей группы остаётся постоянной, неизменной. Это — «нуклеус», константа, «фиксированная единица совместного труда», — так называют её Э. Чоунинг и У. Гуденаф.

Таким образом, отчётливо выделяется одна «константа» — группа мужчин. Вторая постоянная величина, или «константа», — это семья, состоящая из мужа, жены (или двух, иногда трёх жён) и детей. После того как участок расчищен от леса, поваленные деревья сожжены, забор возведён, земля вскопана, его делят на семейные огороды. И каждая семья самостоятельно сажает на своём огороде таро, ямс, сладкий картофель, следит за созреванием, производит прополку и затем ежедневно собирает урожай. Перечисленные трудовые операции не требуют объединения усилий группы людей. Выполнение их падает в основном на долю женщин. Но глава семьи тоже работает на своём семейном участке.

В "Старой Европе" как в "Бантустане"?

Для некоторых групп банту в экваториальной Африке ещё недавно было характерно экстенсивное полукочевое подсечно-огневое земледелие. За пределами истощённой земли рядом с новым полем сначала возводили временное селение, а со временем община полностью переселялась туда. Весь цикл продолжался почти 20 лет.

Похоже на то, что подобная практика имела место быть и в Старой Европе 6500 г. до н. э. и 2000 г. до н. э. Скорее всего, старая деревня торжественно сжигалась лишь после того, как на новом месте, где-то недалеко и по-соседству, завершалось строительство домов нового поселения.

Напомню ещё раз, что Кукутень-Трипольские поселения полностью выгорали каждые 60—80 лет. Существует несколько различных гипотез, объясняющих практику сожжения домов в Юго-Восточной Европе.

Карта, показывающая масштабы практики сожжения домов в Юго-Восточной Европе

"Раскопки неолитического земледельческого поселения Кёльн-Линденталь на берегу Рейна (близ Кёльна) показывают, что обитатели его первоначально только наведывались к полям для разрыхления земли, посева, сбора урожая зерновых. Возле полей возводились амбары для хранения зерна. Посёлки находились где-то в стороне. Позднее рядом с амбарами появились временные хижины-полуземлянки, а в дальнейшем сюда переселилась и вся община численностью около 150—200 человек [Семёнов С. А . Происхождение земледелия. Л ., 1974. С. 95—99]. Это напоминает земледелие у банту экваториальной Африки, о которых говорилось выше. И у банту, и в Европе оно было подсечно-огневым", - говорит В. Р. Кабо в статье "У истоков производящей экономики".

"Дунайские племена Центральной Европы выбирали для своих поселений плодородные, лёгкие для обработки лёссовые почвы. Но плодородие полей со временем истощалось, их забрасывали и возделывали новые. Когда вокруг селений вся пригодная земля была использована, люди уходили на новые места и основывали поселения" [Возникновение и развитие земледелия. М., 1967. C. 19].

О крито-минойской грацилизации.

Я уже говорил про крито-минойских акробатов с "осиными" талиями, участников таврокатапсий.

detail from the Stiersprung fresco of a bull leaper, 1600-1450 bce

Кольцо Тесея, 15 век до н.э., Алтарная комната (комната 34), Национальный археологический музей, Афины.

Я высказал предположение о том, что, возможно, участники тавроболий постились перед ритуальными играми с быком, совершали омовения в священных источниках, ну и вообще вели аскетический образ жизни, были своего рода "духовными атлетами". Оттого у них и телосложение было такое "субтильное". Они заранее "облегчались", готовя себя к полёту над быком.

Но здесь возможно иное объяснение, в контексте грацилизации. А. Г. Козинцев говорит, что, "согласно одной из точек зрения, снижение массивности скелета могло быть результатом ослабления его кроветворной функции, которое в свою очередь произошло вследствие уменьшения двигательной активности. Распространено также мнение, что грацилизация была вызвана ослаблением отбора на силу и выносливость".

Что касается последнего мнения, то я писал на эту тему в "Женский выбор и ювенализация человечества" и "Женский выбор и ювенализация человечества (2)". Там говорилось, что женщины предпочитают хороших отцов, а хорошие отцы всегда будут обладать лёгкой феминностью во внешности. И, если на Крите долгое время женщины осуществляли выбор мужчин, то таким образом, на протяжении многих поколений, могла осуществиться грацилизация-ювенализация-феминизация мужчин.