Интересная новость от Михаила Подрезова в статье "Индейцев майя заподозрили в использовании праха правителей при изготовлении мячей".
"Археологи во время обследования пирамидального храма Солнца в древнем
городе Тонина обнаружили помещение и склеп, в которых находились больше
400 сосудов с органическими материалами: человеческим прахом, древесной
золой, резиной и корнями растений. Учёные предположили, что обнаруженные
останки людей (возможно, правителей или высокопоставленных особ)
индейцы майя использовали при изготовлении резины. Похоже, в последующем
из неё делали мячи для ритуальных игр, сообщается в пресс-релизе Национального института антропологии и истории Мексики.
Точное место и время появления этой распространённой среди народов
доколумбовой Мезоамерики ритуальной спортивной игры неизвестно. Так,
самые старые каучуковые мячи, относящиеся примерно к 1700–1600 годам до
нашей эры, археологи нашли
в погребениях в ольмекском религиозном центре Эль-Манати. Древнейший же
известный стадион, возраст которого более 3400 лет, был найден в
мексиканском штате Чьяпас. Индейцы майя заимствовали традицию игры в мяч
в свою культуру, проводя состязания на открытых площадках-стадионах".
"Размеры и вес мячей, использовавшихся в игре, неизвестны: учёные нашли
несколько десятков мячей, которые были положены в священных болотах и родниках как подношения, но остаётся неизвестным, использовались ли они в игре. Основываясь на параметрах современных мячей для игры и археологических свидетельствах, можно предположить, что древние мячи
были примерно 20 сантиметров в диаметре, а весили четыре килограмма
и более, так как делались из каучука. То есть это был цельный кусок
резины: испанский летописец Диего Муньос Камарго свидетельствовал, что
травмы, полученные после контакта с мячом, были настолько серьёзны, что
требовали хирургической помощи, а если мяч попадал игрокам в голову или
живот, это и вовсе приводило к гибели" (Источник).
Любопытную версию высказывает А. А. Бородатова в статье "Игра в мяч как путь в пещеру предков".
"По текстам на сосудах известно, что в "место очищения" в
пещере-преисподней спускалась лишь одна из нескольких душ человека -
душа-тень, призрак, именовавшаяся nос (T227, син. др. tep, ст. pix-aan).
Как показал Кнорозов, все четыре термина были
этимологическими синонимами и означали "завёрнутый", "покрытый": труп
покойного заворачивали в саван в эмбриональном положении и помещали в
сосуд или погребальную камеру - символически возвращали в утробу
пещеры-земли. Здесь боги-предки освобождали душу от плоти - очищали её, в
результате чего она уменьшалась до размеров эмбриона. Эта очищенная
душа изображена в ряде сцен в руках у "очистителей" в виде плода
определённого растения или прозрачной сферы. Такой душа улетала "в лоно
женщины" или слетала в него "падающей звездой" (др. nос ес h', омон.
"призрак-звезда", см. Д376): падающие звёзды поныне у майя считаются
воплощёнными душами умерших предков, которые в утробе женщин
превращаются в души новорожденных. Видимо, в день возвращения души из преисподней разыгрываемый в
поминальной игре мяч воплощал эту очищенную душу-семя, призванную
оплодотворить женщину. Миф науа о зачатии главного бога астеков Уицилопочтли
подтверждает нашу идею о мяче как символе зрелого плода, готовой к
реинкарнации души умершего: богиня Коатликуэ (вариант богини Луны) на священной "Змеиной горе" зачала сына от упавшего с неба
оперённого мяча.
Эпоха ольмекской цивилизации, когда во главе пантеона ольмеков
стояла Великая богиня Луны, была временем господства лунного календаря
(в нем основной единицей был "полугод", приравненный к сезону и
состоящий из шести лунных месяцев). Поэтому все виды обрядности, в том
числе ритуал игры, были связаны с лунной календарной символикой. Богиня
могла выступать как главная покровительница игры в мяч. Это тем более
вероятно, что ритуал игры был семиотически связан с реинкарнацией душ. О
том же говорят и материалы этнографии: ирокезы играли в мяч во время
шести ежегодных праздников лунного календаря, а индейцы в низменностях
Колумбии - по полнолуниям в начале двух сезонов года (лунных полугодов),
когда в лесах созревали плоды; игроков уитото называли "людьми Луны" и
считали, что игра в мяч способствует плодовитости женщин, животных и
растений".