22 августа 2023

О фундаменте Кносского "дворца".

"Довольно крупное неолитическое поселение, возможно уже превышавшее по своим размерам одиночную «усадьбу», существовало на территории, занятой позднее Кносским дворцом. Его следы были обнаружены прямо под поверхностью центрального дворцового двора. Здесь было вскрыто по крайней море десять строительных горизонтов, составляющих четыре хронологические фазы: две для ранпего неолита и ещё по одной для среднего и позднего. Сменявшие друг друга поселения существовали на этом мосте непрерывно на протяжении почти четырёх тысячелетий. Постепенно накапливавшиеся строительные остатки образовали жилой холм типа переднеазиатских теллей, на котором и был впоследствии воздвигнут дворец" (Ю. В. Андреев).

Кносс. Похож на Лхасу, если смотреть со стороны моста.

Так что, Кносс возник не пустом месте, а на намолённом, "святом" месте. Наверняка там располагалась какая-то древнейшая языческая святыня, к которой стекались паломники со всего острова (а может и со всей Эгеиды, с Элладой впридачу). В этом смысле, ритуальный комплекс в Кноссе может быть уподоблен позднейшему иудейскому храму в Иерусалиме.

Крито-минойское чудо.

"Следует иметь в виду, - сообщает Ю. В. Андреев, - что не только в эпоху неолита, но ещё и в начале периода ранней бронзы, т. е. уже в III тыс. до н. э., значительная часть населения Крита ютилась в горных пещерах или же в лёгких тростниковых жилищах, не оставивших после себя никаких следов". 

Тем более интересно узнать крито-минойскую общественную систему, которая позволила критянам удивительным образом подняться "из грязи — в князи" (в культурном отношении).

Девушка, собирающая крокусы (фрагмент). XVI-XVII век до н.э., Тира (Санторин), Греция

Поселение Кастри на Сиросе: крепостные стены или террасы?

Ю. В. Андреев в своей монографии "Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы" приводит план поселения Кастри близ Халандриани на о. Сирос.

Из комментария автора следует, что "Кастри занимало северо-восточный склон высокого холма. Общая площадь поселения составляла около 3600 м2. С трёх сторон его окружала довольно мощная оборонительная стена (рис. 5), с четвёртой (юго-восточной) стороны поселение было защищено крутым и обрывистым склоном холма. Длина стены в её сохранившейся части — 71.5 м, высота — 1.34 м, толщина колеблется между 1.3 и 1.8 м. Снаружи к стене было пристроено шесть полукруглых «бастионов» или, может быть, башен. В стене были устроены три нешироких прохода, один из которых (в «бастионе В») закрывался специальной дверью. Несколько ниже основной оборонительной стены перед линией «бастионов» сохранились остатки ещё одной стены или, может быть, просто ограды, значительно уступавшей первой в мощности (толщина — от 0.9 до 1.15 м) и, видимо, также в высоте (в противном случае, как указывает Цунтас, нападающие враги легко могли бы перепрыгнуть с одной стены на другую). Вся эта сложная конструкция оборонительных сооружений Кастри была явно рассчитана на защиту поселения от внезапного нападения со стороны моря. Даже преодолев первую из стоявших перед ними преград, нападавшие должны были потратить ещё немало времени и сил для того, чтобы перебраться также и через вторую стену. Внутреннее пространство поселения между оборонительной стеной и обрывом было довольно плотно и без всякой видимой системы застроено небольшими, неправильной формы домами с тонкими стенами, сложенными из мелких плит песчаника. Некоторые из этих домов были вплотную пристроены к оборонительной стене".

Я позволю себе усомниться в авторской интерпретации плана раскопок. Поселение располагалось на склоне крутого обрывистого холма. Стало быть, прежде чем строить домики, надо было выровнять строительный участок. А для этого нужно было насыпать земли на склоне холма. А чтобы землю не смыло дождями, требовалось построить каменные террасы. Примерно как на нижеследующем рисунке, который я нашёл в Сети по запросу "террасирование".