26 октября 2022

Синь-камень Верхнего Дона и его британский "визави".

Мара Рушева в статье "Конь-камни Верхнего Дона" сообщает:

"Название Конь-камень имеют в бассейне р. Дон два самых известных мегалита. Один из них расположен  на берегу р. Дон напротив пос. Долгое Данковского р-на Липецкой области, другой – в верховьях р. Дон, на берегу крупного притока Красивая Меча у села Козье Ефремовского района Тульской области. Данковский мегалит весом около 10 тонн, самый крупный в группе камней, расположен на невысокой горе Чёрный Яр (Городок), второе и более обычное название его – Синь камень (иногда фигурирует название Кудеяр-камень). Ефремовский мегалит Конь-камень весом около 20 тонн также расположен в группе камней, представлявших, по мнению некоторых исследователей, «тульский стоунхендж». Сам Конь-камень стоит на трёх относительно небольших камнях-подставках, подобно целому ряду сейдов севера Восточной Европы.

Что касается мегалитов с названием Синь-камень, то основной их характеристикой является синеватый цвет (иногда только во влажном состоянии), что в мифологическом плане предполагает связь с синими божествами. Следует отметить, что древнегреческому божеству Посейдону в образе морской волны принадлежал эпитет цианохет, причём известный перевод «черноволосый» не точен, поскольку циан является цветом от голубого до синего и смеси синего и зелёного. У Гомера Посейдон описан «с волосами цвета морской волны», в поэзии Жуковского как «лазурнокудрявый». Посейдон связан с лошадьми, имел зооморфную ипостась коня, и в конском обличье был близок Деметре, богине земли (В более поздних древнеримских мифах Посейдона заменяет Нептун, также связанный с лошадьми)".

В связи с мегалитами под названием Синь-камень нельзя не вспомнить про голубые камни Стоунхенджа...

Один из голубых камней Стоунхенджа.

Портал в Иномирье.

 

Реконструированные колонны из голубого гранита с капителями в набатейском стиле в Голубой часовне в Петре, середина V века. Синие гранитные колонны, вероятно, были импортированы из Египта в набатейский период и повторно использованы в византийскую эпоху.

О "потусторонней" символике синего цвета см. в записи "О символике синего цвета".