03 февраля 2023

Мама на древних и современных языках.

Характерно, что фонема (слог, слово) "ма" у многих этносов означает "мать" (как, в значении родства - "мама"), так и женского органа ("матка" ). У семитов (на иврите) "мама" звучит как" имма", у шумеров - "умма" . "Умма" - одно из имён жены Шивы (дравидский пантеон); у дравидов-тамили - "амма" (мама); у белорусов - "матка" (мама); у латышей - "māte"; на санскрите "мама", - "мата" и "анна"; на нахчи "нан (н)а" (русское "няня"); на турецком - "aннe"; у алтайцев - и "умма", и "эн(н)е". В др. египетском "мама"- "мут" и "умма"; имя фракийской богини "Ma" значит "мать"; как и в случае фригийской (И.М. Дьяконов) - "Матер Кубиле (Кибела) или "Ма", есть и более, древнее - "Амма"; у хатти Каппадокии Великая богиня известна под именем Ма-Беллона ("Мать-Владычица"); в надписях из Микен богиня-мать значится как "Ма-Дивиа (Ма-Зивиа (Ма-да/ду/ди/дья-виа) ", что означает "Божья мать (мать-богиня) " (в дворцовом архиве Пилоса найден документ, содержащий наименование "Diwija" (ср. "Дивиа" и санскр. "devi" - "богиня"); одно из имён Шакти (Деви, Дурги) - "Ил-амма" (т.е. "Божья мать (Богиня-мать"), а Кали-Ма означает - "мать Кали"; имя богини кельтской (ирландской) мифологии "Дану (Д(а)-ан(н)у) " (ирл. Danu, валл. Danu, гэльск. Danu, брет. (D)Annu), где санскр. " анна" - "мама" (хеттское "мама" - "annaš"), может означать ("Danu") "Божья мать (богиня-мать) ". Заметим, что наименование этой богини в форме "Д-анна-н (D-ana-nn)" позволительно истолковать как" Мать высших богов (Высокая мать богов) ". Существенно (показательно) и то, что термин шумерское "ум(м)а" означает также и "свет" (источник света - Мать-небо), а "мма" - "начало" (начало существования, жизни), т.е. эти слова также ассоциируются с" небесными" эпифаниями Всеобщей матери (о термине "анна" уже упоминалось). Так (Б. Грозный), у хурритов понятие "божество" обозначается также и словом "Нani, которое (Нa-(a)n-(i)) может быть истолковано как " (Эта) Небесная", а в виде "Нa-(an)n-(i)" - "Это - мать".
…….
По всей вероятности, отголоски матриархата высвечиваются в таких терминах, как инд.-евр. "аn-" - "предок" ( по жен. линии (ср. санскр. "анна"); армянское "hаn" и хеттское "hаnnаs" - «бабушка»; др.-германское "аnо" - «предок вообще» (Л.А. Сараджаева "Древнейшие религиозные представления...". 1985). В таком случае др.-иран. "dan, danu" может означать "Бог-предок (по женской линии); Богиня-праматерь)". А поскольку "dan, danu" (Дон) означает и "вода, река", то имя "Дан -(а)ну" (как праарийское) позволительно истолковать и как "Вода - богиня-праматерь" (что соотносится с мифологией творения).

Михаил Зильберман, ст. "К наименованиям изначального Единого бога и его проявлений". Источник.

 

Лжица для причастия сомой?

Интересная вещица из раскопок древнего города Согда (Нахшаба) в центре Зарафшанской долины в Узбекистане. Город был обжит с IX—VIII века до н. э. по VI век н. э.


Керамическое изделие с ложчатым резервуаром и ручкой, оформленной в виде фигуры осёдланного коня, определено как "светильник".

Это изображение выпрыгивающего из "светильника" всадника на коне напомнило мне аналогичное изображение на этрусском кувшине из Тральятеллы (ок. 640 г. до н. э.).

Только на этрусском сосуде вместо горящего светильника мы видим изображение лабиринта. Случайное совпадение, или в этом что-то есть?

Да, и тут ещё интересны странные налепы на коне и всаднике. Нечто похожее мы наблюдаем на статуэтках, найденных в Междуречье (культура Эль-Убейд) и в долине реки Инд. Я уже говорил о них в записи Сома в индо-хараппской культуре? 

Что, если это был не "светильник", а сосуд для сомы? Тогда приходит на ум выражение из слэнга наркоманов: I am high, что буквально означает "я [подпрыгнул] высоко", то есть "я под кайфом". В таком случае, можно сказать "я высоко [на лошадке]". "И уносят меня..."