Антропологам хорошо известно, что традиционные общества, максимально сохранившие свойства первичного социума, характеризуются социальной структурой, основанной на возрасте, где старшие осуществляют жёсткий социальный контроль над младшими.
В. В. Бочаров в статье "Власть и возраст" указывает на преемственность между Иваном Грозным, Петром Первым и большевиками в их отрицании «старых» порядков и опоре прежде всего на молодёжь.
"«В административной практике царь (Иван Грозный. — В. Б.) постоянно нарушает принцип старшинства, произвольно выбирает из большего количества размножившихся служилых родов того или иного человека, не считаясь совершенно со службой его отца и деда и ближайших родственников» [Веселовский 1969: 259]. Московские разговоры о том, что Грозный натравливал младших родственников на старших, передал Флетчер [1911: 45]. Иногда это выливалось в трагическую форму. По сведениям Курбского, царь вынудил своего фаворита Фёдора Басманова зарезать отца. Характеризуя последнее опричное правительство, Таубе и Краузе отмечали, что при особе Ивана остались одни «молодые ротозеи».
«Установка на молодое поколение аналогична установке на иностранцев. Для Петра это не нуждается в аргументах» (Панченко, Успенский 1983: 59-60].
Революция в России 1917 года в возрастной системе координат — это «молодёжный бунт» против власти старших. <...> Революция ознаменовала победу молодёжной культуры на государственном уровне. В советский период опора власти на молодёжь приобрела вид государственной политики. Установился настоящий «культ молодости». «Коммунизм —это молодость мира, и его создавать молодым».
коллективизаторы |