13 февраля 2023

Российское государство против традиционных (=патриархальных) устоев.

Антропологам хорошо известно, что традиционные общества, максимально сохранившие свойства первичного социума, характеризуются социальной структурой, основанной на возрасте, где старшие осуществляют жёсткий социальный контроль над младшими.

В. В. Бочаров в статье "Власть и возраст" указывает на преемственность между Иваном Грозным, Петром Первым и большевиками в их отрицании «старых» порядков и опоре прежде всего на молодёжь.

"«В административной практике царь (Иван Грозный. — В. Б.) постоянно нарушает принцип старшинства, произвольно выбирает из большего количества размножившихся служилых родов того или иного человека, не считаясь совершенно со службой его отца и деда и ближайших родственников» [Веселовский 1969: 259]. Московские разговоры о том, что Грозный натравливал младших родственников на старших, передал Флетчер [1911: 45]. Иногда это выливалось в трагическую форму. По сведениям Курбского, царь вынудил своего фаворита Фёдора Басманова зарезать отца. Характеризуя последнее опричное правительство, Таубе и Краузе отмечали, что при особе Ивана остались одни «молодые ротозеи».

«Установка на молодое поколение аналогична установке на иностранцев. Для Петра это не нуждается в аргументах» (Панченко, Успенский 1983: 59-60]. 

Революция в России 1917 года в возрастной системе координат — это «молодёжный бунт» против власти старших. <...> Революция ознаменовала победу молодёжной культуры на государственном уровне. В советский период опора власти на молодёжь приобрела вид государственной политики. Установился настоящий «культ молодости». «Коммунизм —это молодость мира, и его создавать молодым».

коллективизаторы

О гомосексуальных обертонах патриархата.

В книге "Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии" (Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006) на стр. 307 опубликована беседа с Морисом Годелье, антропологом и специалистом по обществам Океании. 

«Sciences humaines»: Как, по-Вашему, согласуется символическое и отношения реальной власти, к примеру, у баруйа, которых Вы изучали в Новой Гвинее?

Годелье: В действительности я провёл много лет у баруйа Папуа Новой Гвинеи Я смог наблюдать у них обряды, через которые они посвящают мальчиков в тайны происхождения космоса и человечества. В течение более десяти лет мальчики будут жить в мужском мире и будут готовиться к осуществлению господства мужчин над женщинами, а также представлять и защищать их общество. В девять лет мальчик должен покинуть свою мать и поселиться в доме мужчин — после того, как ему проткнули нос. Затем, в секрете от мужского дома, молодые люди в возрасте 15-20 лет, ещё не женатые, будут регулярно давать пить свою семенную жидкость мальчикам, которых только что резко отделили от женского мира. Эта практика означает, что мужчины стараются как бы «заново породить» мальчиков, но на этот раз без посредства женского тела. Их как бы «сверх-маскулинизируют», давая им в качестве пищи мужскую субстанцию, девственную по отношению к любому женскому загрязнению.

Комин П.В. Группа мужчин и подростков. Папуасы Новой Гвинеи. Индонезия, провинция Западный Ириан. 1962-1963 гг.

Ну, нечто подобное мне уже встречалось в контексте древнегреческой передастии. Эллинская педерастия произрастала из презрения к женщине, которую греки считали низшим существом, находящимся на полпути между человеком (то есть мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как скот. И, как мы видим, папуасы конгениальны грекам в контексте "женского загрязнения". 

«Рог» как символ власти.

"Слово «корона» (англ. crown) созвучно слову «рог» (лат. corn) и оба существительных предположительно связанны этимологически", - говорит А. Н. Ковачев в статье "Символы власти и их интерпретация в различных культурах" со ссылкой на Chevalier J, Gheerbrant A Dictionnaire des symboles Mythes, reves, coutumes, tes, formes, couleurs, nombres Paris, 1982.

Богиня Хатхор в коровьем обличьи как «владычица Запада»
 
Настенный рельеф из малого храма Абу-Симбел с изображением царицы Нефертари в окружении двух богинь Хатхор и Исиды.