19 июня 2025

Иудейская Мадонна.

"В каббалистической доктрине Бога, максимально разработанной в Зогар, женский элемент играет в высшей степени важную роль. Как говорил Гершом Шолем, признанный авторитет в этой области, внедрение идеи того, что Шехина была женским элементом Бога, стоящим против Священного и Благословенного как мужского элемента Бога,  «было одним из самых важных и прочных нововведений каббалы. Тот факт, что она завоевала признание, несмотря на очевидные трудности  примирения с концепцией абсолютно одинокого Бога, несмотря на то, что больше ни один элемент каббалы не завоевал такой популярности, является доказательством её глубокой востребованности как религии... Кое-что о её жизненной силе говорит ещё и то, что, несмотря на противостояние таких мощных сил [как философы и талмудисты], эта идея стала неотъемлемой частью кредо широких кругов европейских и восточных общин».

Вера в Шехину (или Матронит), в фигуру матроны, божественную фигуру, которая в каком-то смысле функционирует как посредница между народом Израиля и Богом, была простой и легко воспринимаемой мыслью. Поскольку она отвечала глубоко заложенной религиозной надобности, то получила распространение в широких кругах еврейских поселений где бы то ни было. <...> В народном сознании Шехина была не просто символом или эманацией, она была великой небесной реальностью, и её сверкающий облик оттеснял теоретическую доктрину Единого Бога на задний план. Глубокая эмоциональная привязанность простых, неучёных приверженцев каббалы к Шехине была сравнима с отношением итальянских или испанских крестьян к их Мадонне. <...> Очевидно, что [простой] человек смотрит на богиню с почтением, и невозможно отрицать, что она больше значит для удовлетворения глубоких религиозных и эмоциональных потребностей, чем даже сам Бог" (цит. по: Рафаэль Патай. Иудейская богиня. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 115-117).

О Сабейском царстве и царице Савской.

Самые ранние упоминания о Сабейском царстве относятся к IX веку до Р.Х., а начало его расцвета приходится на VIII век до Р.Х. Вероятно, в царстве до какого-то момента существовал политический матриархат, т. к. первое упоминание о Сабейском царстве связано с эпизодом о посещении царицы Савской иудейского царя Соломона [1]. Именно к ней возводили свои корни позднейшие аксумские правители, считавшие себя прямыми потомками царицы Савской и царя Соломона. Арабские, еврейские и эфиопские легенды подчёркивают, что после посещения царя Соломона царица Савская ввела в своём царстве передачу власти по мужской линии, т. е. политический патриархат. После этого в Эфиопии (отождествлявшейся с Сабейским царством) была воспроизведена структура Израиля, а иудаизм стал государственной религией. 

Сабейское царство занимало территории по обе стороны Красного моря, находясь одновременно в Эфиопии (плато Тигре) и на Аравийском полуострове. Поэтому Аксум можно рассматривать как продолжение семитской государственности цивилизации Сава. Правящая династии Аксума/Эфиопии возводила себя к царям Сабейского царства, а значит, к царице Савской, настаивая тем са­­мым на прямой династической связи с Древним Израилем, что во многом определило уникальный эфиопский историал.

"Языком Аксумского царства, которое образовано две тысячи лет назад и которым правила Соломонова династия, был геэз — на нём сегодня служат в Эфиопской церкви. По структуре и прочим показателям он тесно связан с сабейским. Эфиопские богословы, которые знают оба языка, вовсе утверждают, что они идентичны, хотя алфавит у них разный. На это указывают и последние данные исторической науки. Поэтому если говорить о X веке до нашей эры, эпохе царя Соломона, то можно с большим основанием предполагать, что люди по обе стороны Красного моря говорили на одном языке", — объясняет РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).

Тем самым Сабейское царство могло представлять собой союз более мелких государств вдоль южной части Красного моря. И всеми вполне могла править одна женщина.

"В оригинальном еврейском тексте царица Савская именуется "мелька Шеба", что полностью соответствует ее прозвищу в Эфиопии и в Аравии. Наличие у неё имени собственного — Македа — говорит о том, что, возможно, были и другие царицы Савские", — предполагает Игумнов (Источник).