21 ноября 2025

К истолкованию «Дамы с единорогом»

«Зрение» — одна из шести шпалер серии «Дама с единорогом».

 
Эта шпалера, изготовленная ок. 1490 года, удивительным образом соотносится с Элевсинскими мистериями. 

Проф. Андрей Зубов высказал предположение о том, что в Телестерионе в какой-то момент мисты переживали потрясающее видение. 

"Что они видели? Именно видели, а не слышали, не узнавали. Что они видели в этот момент в анактороне? Что могло их так потрясти?" - вопрошает проф. Зубов, и отвечает: 

"По всей видимости, и это моё предположение, каждый, так или иначе, в этом ребёнке, которого показывала Бримо-Персефона, являвшаяся в пламени огня - понимаете, Персефона могла быть жрицей, но она показывала ребёнка, и, каким-то образом каждый видел в этом ребёнке себя. Он узнавал себя, он понимал, что это он. Что он посвящённый, что он, как когда-то Демофонт, вынесен из огня, и он уже навсегда в вечности. И это откровение было столь поразительным и столь очевидным, что это нельзя было разыграть театрально, потому что были там сотни людей, и каждый видел себя, мужчины и женщины, старые и молодые. И это заставляло смолкнуть всех. Даже люди, обратившиеся впоследствии в христианство, всё равно оставались связанными обетом молчания" (Источник).

Я тут немного поправлю уважаемого профкссора. Очевидно, чудо было не в том, что мисты узнавали себя в ребёнке, которого показывала им Персефона. Чудо заключалось в том, что они видели себя преображёнными. Они, как в зеркале, видели своё отражение и узнавали себя, но при этом понимали, что отражение намного лучше оригинала. И вот на этом гобелене мы как раз видим застывшего в созерцинии единорога с блаженной улыбкой на лице. Наверно, так же улыбался бы уродливый горбун Квазимодо, если бы увидел своё отражение в зеркале в виде прекрасного мальчика Аттиса.

Матриархальные мотивы в сказках.

Женщина-Загадка оставила интересную  запись:

"Дело было вечером, делать было нечего. Сижу, никого не трогаю, читаю сыну сказку. Про Морозко. Отец вывез дочку в лес, на "замёрзнуть", потому, что новая жена приказала. Задумалась, стала вспоминать другие сказки. 

Золушка: мачеха всячески гнобит бедную сиротку, отец смотрит на это сквозь пальцы.

Белоснежка: То же самое.

Дикие лебеди: мачеха злыдня, отец вообще ни при делах. 

Гензель и Гретель...

В этих сказках везде присутствует матриархат и женское доминирование, причём очень даже уух какое доминирование. Иначе, если бы мужик был нормальным мужиком, - он бы что сделал? Грохнул кулаком по столу и рявкнул так, чтобы стёкла задрожали, и никто бы рОдную дитачку не обижал бы. А тут беспрекословно родных детей - на верную смерть, а мачехиных кукушат как родных холит и лелеет. 

Так я о чём? Я о том, что на земле раньше был вполне себе жизнеспособный матриархат, даже сказки об этом придумывали" (Источник).