22 января 2023

Му-му.

В рельефах, представленных на стенах святилищ Чатал Хююка, антропоморфный облик всегда придавался только богине, мужское божество выступало в виде бычьей или бараньей головы.

 

Гёбекли-Тепе раскрывает свои тайны.

Недавно в ходе раскопок в Гёбекли-Тепе было обнаружено в общей сложности семь фрагментов черепов от трёх разных людей, на которых были вырезаны прямые и глубокие линии. Официальные лица утверждают, что эти находки - первые в своём роде в Гёбекли-Тепе. В одном из черепов было проделано отверстие. Предполагается, что череп могли подвешивать через это отверстие.

По словам Юлии Грески (Julia Gresky), немецкого антрополога и палеопатолога, которая  принимала участие в раскопках, черепа из Гёбекли-Тепе самые древние из известных резных черепов в мире, и, возможно, когда-то они были помещены в специальные ниши монументальных храмов Гёбекли-Тепе или подвешены где-то на кожаных шнурах. "Вырезанное в черепе отверстие означает, что он предназначался для подвешивания в целом виде", - добавила она (Источник).

Помнится, несколько лет назад я назвал храмовые комплексы в Гёбекли-Тепе "фабриками по производству колдунов или ведьм". Кто хотя бы немного осведомлён касательно традиционных шаманских и колдовских посвятительных практик, не может не заметить знакомый "антураж". 

Если у этих сооружений имелись деревянные крыши, и к потолку подвешивались черепа, а в стенных нишах по периметру сооружения размещались другие черепа, то после проведённой в храме ночи человек выходил оттуда утром либо сумасшедшим, либо шаманом.

Кстати, по описанию Николая Гоголя, "хвилософ" Хома Брут не смог вынести подобного испытания и "дал дуба" прямо в храме. У него произошёл, как говорят в народе, разрыв сердца от страха.

О кузенных браках на Крите и в Эгеиде.

Международная группа учёных под руководством Эйрини Скоуртаниоти (Eirini Skourtanioti) из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) проанализировала более ста геномов людей, живших в материковой Греции и на островах Эгейского моря в период от неолита до железного века. Анализ древней ДНК показал, что ахейцы и критяне выбирали местных женщин, а приток новых генов их обществам обеспечивали мужчины с Востока. Кроме прояснения путей миграции популяций неолита и бронзового века, анализ ДНК жителей Эгейского региона дал ещё один, совершенно неожиданный результат. Оказалось, на Крите, других греческих островах, а также на материке четыре тысячи лет назад часто было принято жениться на своей двоюродной сестре. «Это стало полной неожиданностью и вызывает множество вопросов» (Источник).

Ну, для меня это вовсе не является неожиданностью, так как кузенный брак (от фр. cousinдвоюродный брат) — одна из обязательных или предпочтительных форм брака, характерная для родового общества (Википедия). Этнографами было замечено, что в обществах, сохранивших родовую организацию, параллельным кузенам, как правило, строжайше воспрещено вступать в брак, что же касается кросс-кузенов, то их браки являются не только возможными, но и желательными, а часто и обязательными. Такое явление легко объяснимо. Если в обществе существует материнская филиация, то дети сестёр всегда принадлежат к одному роду и в силу агамии не могут вступать в брак. 

Кросскузенный брак обеспечивал взаимобрачие двух экзогамных родов. Радклифф-Браун, описывая брачные правила древнего Китая, встречавшиеся вплоть до 1935 г., пишет о существовании взаимобрачных кланов, которые дважды в год встречались на праздниках весны и осени. На этих праздниках мужчина мог присмотреть себе невесту среди сородичей другого клана, но он мог выбрать в качестве жены девушку, которая была дочерью брата его матери (кросс-кузиной) или другую девушку, но обязательно из материнского клана.

Как натуфийцам удалось сохранить эгалитарность.

"Поздняя и финальная фазы натуфийской культуры характеризуются уменьшением использования зернотёрок, уменьшением числа орнаментированных предметов, объектов искусства и увеличением числа групповых и повторных захоронений (Belfer-Cohen, Bar-Yosef 2000: 25). Иными словами, возникает повод думать, что именно в этот период в истории человечества впервые возникает развитый культ предков как одна из основ религии", - пишет А. А. Казанков в своих "Этюдах о матрилинейности".

"Раскопки в бывших неолитических поселениях Айн-Газал, Йифтахел (Yiftahel) и Кфар ХаХореш показали, что одомашнивание козы стало здесь прочно установившейся традицией лишь в средней части фазы PPNB (второй фазы докерамического неолита, которая длилась примерно с 9500–9200 по 8000 гг. до наст. вр.). Иными словами, доместикация животных (кроме собаки) сильно отставала от доместикации растений, которая к началу этого периода уже распространилась на большей части Восточного Средиземноморья (включая юго-восточную и южно-центральную Анатолию), а в южно-центральном Леванте утвердилась как прочная традиция ещё на поздних стадиях фазы А докерамического неолита (PPNA). (Kohler-Rollefson, Gillespie, and Metzger 1988; Horwitz 1987, 1993; Kohler-Rollefson 1989). Фаза PPNA длилась примерно с 10 500–10 300 по 9500–9300 гг. до наст. вр.

Процесс начальной доместикации растений и животных сопровождался стрессами, дислокациями и прочими последствиями резкой смены образа жизни и увеличения плотности населения и размеров поселений. Такие перемены обычно сопровождаются усложнением социальных структур, связанным с необходимостью распределения ресурсов, организации общественных работ, урегулирования родственных отношений и отношений собственности и т. п. (Flannery 1995; Hayden, Villeneuve 2011; Lazaridis et al 2016). И, несмотря на это, общества раннего неолита Леванта, по данным археологии, оставались эгалитарными, а в некоторых отношениях (например, судя по инвентарю и погребениям) стали даже более эгалитарными, чем крупные общины осёдлых охотников-собирателей предшествовавшего натуфийского периода (Kuit 2000b; Yeshurun, Bar-Oz, Nadel 2013). Каким образом нарождавшимся неолитическим сообществам удалось «избежать», казалось бы, неминуемой стратификации?

Гностицизм как "интрузия" матриархата в христианство?

Пер Факснельд в своём сочинении "Инфернальный феминизм" (М.: Новое литературное обозрение, 2022) говорит, что "в общем и целом христианские учения о Сатане не являются «библейскими» в строгом смысле слова: они возникли в результате позднейших толкований Библии, принадлежавших главным образом ранним Отцам Церкви. Как можно заключить из слов в Книге Исайи (45: 7: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»), в ветхозаветную пору все страдания, выпадавшие на долю человека, принимались как проявление Господней воли. Иными словами, древние евреи последовательно придерживались единобожия. В третьей главе Книги Бытия следует обратить внимание на одну важную подробность: змей никоим образом не отождествляется с Сатаной. Об их связи заговорили только позднее, однако на протяжении почти всей истории христианства существование этой связи как бы само собой подразумевалось". 

В данном контексте особый интерес представляют гностики — приверженцы радикально дуалистических групп, которые заявили о себе в I веке н. э., — в некоторых случаях они могли почитать эдемского змея как вестника гносиса (по-гречески γνῶσις — «знание»; здесь оно понимается в духовном смысле), посланца истинного Бога, который хотел помочь человеку вырваться из ложного рая, созданного злым существом демиургом (δημιουργός), который выдавал себя за Бога. Поскольку ветхозаветный «Бог» — злой демиург, восстание против него, естественно, видится благим делом. Однако не следует забывать, что ни одна из исконных гностических групп не отождествляла благосклонного к человеку змея с Сатаной — они ни в коей мере не были сатанистами. По представлению тех, кто видел в змее благую силу, он, напротив, действовал против дьявола — которого они, как правило, отождествляли с демиургом (или считали его прислужником)".

Удивительно, но у гностиков истинный Бог женского рода — София, Верховная Премудрость. Именно она производит на свет демиурга Ялдабаофа (Иалдабаофа), создающего материальный мир. В гностических текстах демиург описывался как порочный, невежественный, ограниченный демон, одним из эпитетов которого был «Саклас» («глупый», «дурак»), потому что он вознамерился сотворить материальный мир без духовной составляющей. Змей, посланец Софии, оказывается умнее Ялдабаофа. Пер Факснельд приводит характерный пример "змеиной" мудрости: