07 ноября 2021

О пчёлах и людях.

 

Судя по фильму, живу я в апокалиптическое времечко. Пока ещё есть "точка возврата", но, боюсь, что люди начнут "шевелиться" лишь тогда, когда будет пройдена "точка невозврата". 

Кстати, о людях. "Лю́ди (лат. Homo) — род в семействе гоминиды отряда приматов" (из Википедии). Если таковы все люди, то надежды на "точку возврата" нет никакой.

"Живая" и "мёртвая" вода царей Аккада.

Автор блога Old European culture в записи "Buffalo licking a jar" приводит изображение оттиска аккадской цилиндрической печати, ок. 2217-2193 гг. до н. э., в настоящее время хранящейся в музее Лувра. 

На печати представлена удвоенная сцена водопития буйвола из источника, изливающегося в виде двух разнонаправленных потоков воды из сосуда, который держит в руках "божественный Шаркалишарри, принц Аккада" (так гласит надпись, расположенная по центру печати).

"Два вытекающих из кувшина потока это две великие месопотамские реки, Тигр и Евфрат. А сам кувшин - символическое изображение их истока... Абзу...", - так комментирует изображение автор блога Old European culture. 

Меня такое толкование не устраивает. Я вижу здесь нечто иное...

О «служении мужу как богу».

"Индуизм учит, что рождение в образе человека, в высокой касте, в качестве мужчины, в хорошей семье обусловлено наилучшей кармой индивидуальной души, является плодом её прежних деяний. Женская жизнь — это вариант искупления за грехи прошлого рождения. С точки зрения дхармашастр, женщины любой джати/касты созданы для того, чтобы с их помощью «мужчины могли возродиться в своих детях», и становятся признанными членами общества лишь как жёны своих мужей и как матери сыновей. Девочки рождаются в касте/джати отца и получают соответствующий социальный статус, который важен только для поиска брачных партнёров для них и не налагает необходимости соблюдать дхарму отца. С момента появления признаков физиологической зрелости девушки становятся глубоко осквернёнными, равными по статусу шудрам. Не дожидаясь, пока такое произойдёт, отец может и должен «подарить» свою дочь будущему зятю*: в этом состоит закон социальных связей кастового типа, и он же приводит к обычаю так называемых «детских браков». Кастовое общество архаично по своей природе. Таким образом, женщина становится «замеченной» этим обществом только после инициации в него посредством брачного обряда, когда она делается нераздельной частичкой существа своего супруга. Обретя статус замужней женщины, она получает женскую дхарму, которая формулируется в словах «служение мужу как богу», и обязанность участвовать в ритуалах со своим супругом — в помощь ему; это становится одной из главных её забот на весь период жизни в супружестве", - пишет Е.Н. Успенская в статье "Дхарма ("закон жизни") женщины высокой касты".

Здесь особенно интересно то, что с наступлением физиологической зрелости, то есть с приходом "Машки", девушка приравнивается к шудрам, "псам смердящим". Чтобы выбраться из этого состояния и обрести какие-то "права человека", она должна выйти замуж за человека (=мужчину) и преданно служить человеку. 

К вопросу о сарматском матриархате.

"А. П. Смирнов [1] интересовался социальным строем восточных соседей скифов – савроматов. Интересны его работы по вопросу наличия матриархата у этих племён. Письменные и археологические источники создали почву для появления в XX в. точек зрения, по которым савроматы выделяются из общего массива кочевых племён благодаря культовой сфере, статусу женщин, принимавших участие в войнах, порою более высокому, чем у мужчин [Бесчастнов Н. А. Источники особого положения женщин у савроматов: Материалы XXXVIII Урало-Поволжской археол. студ. конф. Астрахань, 2006. С. 232–234].

А. П. Смирнов не соглашался с тезисом известного специалиста по савроматской археологии К. Ф. Смирнова [2] о наличии матриархата в савроматском обществе. С точки зрения учёного, материнский род нельзя устанавливать по наличию в погребениях вооружённых женщин, как это делал К. Ф. Смирнов. Материнский род, доказывал А. П. Смирнов, характеризуется другими чертами: руководящей ролью женщин в хозяйственной жизни, равенством членов рода, матрилокальным браком, счётом родства по линии матери и соответствующими правами наследования, значительной ролью женщины в области религии. Анализируя археологический материал, сведения письменных источников, данные этнографии, А. П. Смирнов убедительно показал, что перечисленные выше явления в савроматском обществе не наблюдались [Смирнов А. П. К вопросу о матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии. Сер. МИА. М., 1971. № 177.С. 187–189].

По мнению А. П. Смирнова, матриархата не было и у предков савроматов – племён, оставивших срубную и андроновскую археологические культуры. «Все памятники срубной и андроновской культур свидетельствуют о прочно сложившихся патриархальных отношениях» [Там же. С. 189]. Учёный считал, что «гинекократия» у савроматов являлась не пережитком матриархата, а приспособлением общества к строю военной демократии, когда свободное взрослое мужское население было занято грабительскими походами, а руководство всем хозяйством, забота о безопастности кочевого дома и стада обеспечивались женщинами. В этих условиях, по мнению учёного, и должны были сформироваться женские отряды, что нашло отражение в сведениях древних авторов, в легендах об амазонках и в произведениях вазовой живописи [Там же].