09 мая 2023

Когда брак не совсем патрилокальный и не совсем матрилокальный.

Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.

Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.

1. Племя Ибан (Борнео).

"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).

Iban wedding

2. Племя Гаро (Индия).

"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village). 

A Garo couple in traditional dress

О связке земледелия и матрилокальности.

Отрывок из статьи "Maize, Matrilocality, Migration and Northern Iroquoian Evolution", написанной John P. Hart, который, к сожалению, не сделал статью общедоступной.

"Совместное возникновение матрилокальности и земледелия на основе кукурузы среди исторических групп северных ирокезов Нью-Йорка и южного Онтарио давно интересует антропологов и археологов. Традиционное объяснение этой связи заключается в том, что постепенное развитие сельского хозяйства на основе кукурузы с использованием женского труда повысило статус женщины в семье, что привело к матрилокальности. Дин Сноу (1995a) недавно оспорил эту гипотезу матрилокальности in situ, утверждая, что внезапное появление сельского хозяйства на основе кукурузы и матрилокальности можно объяснить только миграцией предков ирокезов-земледельцев в районы, уже заселённые другими людьми. Матрилокальность возникла потому, что позволила сосредоточиться мужчинам-ирокезам на внешней войне мужчин против враждебных аборигенных жителей [1]. В отличие от этого, основываясь на общей модели эволюции маисового земледелия и влиянии послебрачного проживания на эту модель, я утверждаю, что ни гипотеза развития in situ, ни гипотеза миграции Сноу не влияют на коэволюцию матрилокальности и маисового земледелия, и что их внезапное появление не может быть использовано в качестве доказательства в поддержку ни одной из гипотез. Я также показываю, что современные археологические данные о маисовом земледелии и матрилокальности свидетельствуют о постепенной коэволюции маисового земледелия и матрилокальности, а не о внезапном появлении, как утверждает Сноу".

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Да, мне известна эта теория, согласно которой матрилокальные браки сводят на нет внутриплеменную мужскую агрессивность, ибо при таком раскладе родовые кланы образуются вокруг женщин. Следовательно, полагают авторы этой теории, мужская агрессия может быть направлена вовне, на борьбу с соседними племенами.  

К вопросу о матрилокальных поселениях ЛЛК.

Отрывок из статьи "Post-marital residence patterns in LBK: Comparison of different models":

"Было предложено множество идей о правилах послебрачного проживания в обществе первых земледельцев умеренной зоны Европы (культура линейной керамики, ок. 5500-4900 гг. до н.э.). Преобладающей гипотезой является патрилокальность и общинная экзогамия, основанная на изотопах стронция, современной ДНК, древней ДНК, лингвистических и антропологических данных. Однако, представляя несколько различных антропологических моделей и сравнивая их с результатами анализа изотопов стронция из двух кладбищ ЛЛК (Ведровице и Нитра), мы утверждаем, что возможны и другие правила послебрачного проживания, такие как амбилокальность, авункулокальность, смещение места жительства или преобладающая матрилокальность. Аргументы, противоречащие односторонней интерпретации результатов исследования изотопов стронция, включают возможную практику полигинии, похищение молодых женщин и неингумационные захоронения. Предлагается гипотетическая модель, сочетающая патрилокальность и матрилокальность на разных социальных и географических уровнях". 

К сожалению, авторы текста - Václav Hrnčíř (какие у чехов ужасные фамилии, состоящие почти из одних согласных букв!), Václav Vondrovský и Petr Květina не выложили статью в открытый доступ.