Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.
Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.
1. Племя Ибан (Борнео).
"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).
Iban wedding |
2. Племя Гаро (Индия).
"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village).
A Garo couple in traditional dress |