12 октября 2023

"Стражи дверей".

Маргарет Элис Мюррей в своей монографии "Бог ведьм" пишет:

"Малое божество, встречающееся во всех частях Вавилонии и во все периоды её истории, носило имя Энкиду и выглядело как мужчина о двух рогах. Его изображают сражающимся с животными или с посохом в руках, однако, основная его обязанность — быть стражем дверей".

Очень напоминает Минотавра. Может быть и Минотавр был "стражем дверей"? Если допустить, что на Крите до вторжения греков-ахейцев существовало матриархальное общество (причём это общество было теократическим!), там должны были иметься своего рода "охранные отряды" для поддержания правопорядка. "В разных матриархальных системах существовали различные правила, согласно которым выбирался верховный вождь: обычно им становился дядя царицы по материнской линии, её брат или сын тётки — опять же по материнской линии" (Р. Грейвс). На вождя возлагались судебно-охранительные функции, то есть можно сказать, что он был предводителем стражей порядка в матриархальном обществе. 

Энкиду и Гильгамеш

Собственно, именно такую систему правления Рене Генон называл "традиционной", когда во главе общества находятся священники, а стражами порядка являются воины. Спрашивается, почему священниками всегда должны быть непременно мужчины? У североамериканских индейцев-ирокезов всеми духовными делами заправляли как раз женщины, и это лишь один из многочисленных примеров.

Интересно было бы взглянуть на древний обычай "священных браков", который продержался на Востоке вплоть до эпохи вавилонского царства.

Шамхат и Энкиду

Насколько он был связан в выборами верховного вождя? И не были ли египетские фараоны такого рода вождями, если учитывать факт передачи наследования по материнской линии в Древнем Египте? 

Цари — бараны.

Маргарет Элис Мюррей в своей монографии "Бог ведьм" пишет:

"Когда Александр Великий возвысился превыше всех царей земных и провозгласил себя богом, в знак этого он должен был надеть рога — отсюда и прозвище, которым его именуют в Коране — Зул-Карнайн, Двурогий. В Египте рога его почитались атрибутом Амона, верховного божества".

"Согласно Геродоту, Амон (греч. Ἄμμων; Аммон) — имя Зевса у египтян. Пиндар написал гимн Амону, называя его «владыкой Олимпа». Его храм стоял в Фивах, его животное — баран. Амон Ливийский изображаем с крутыми рогами" (из Википедии).

Амон Ливийский

Как всем известно, баран
— жертвенное животное. Отсюда возникает парадокс: царь, который объявил себя превыше всех царей земных, добровольно напялил на себя личину жертвенного барана. Да и умер он после этого как-то подозрительно быстро.

Известный египтолог Ф. Питри считал, что "в дикий доисторический век египтяне, как и многие другие африканские и индейские народы, убивали своих царей-жрецов через установленный промежуток времени, для того чтобы дать возможность молодому царю в расцвете жизненных сил поддерживать царство в состоянии процветания". 

Существуют аналогичные представления и об эпохе матриархата. Вот, например, как об этом пишет Роберт Грейвс: "Нимфа, или царица племени, выбирала себе на год возлюбленного из числа юношей, состоявших в её свите, и в середине зимы, когда кончался год, он приносился в жертву. Его кровь разбрызгивали, чтобы плодоносили деревья, росли хлеба и давали приплод стада, а тело, вероятно, поедалось в сыром виде женским окружением царицы — жрицами в масках кобыл, сук и свиней" (Источник).

Можно было бы относиться к подобным историям как к досужим вымыслам, но вот, рассказ про Александра Македонского вносит ещё один дополнительный штрих в эту смутную картину, и приходит на ум поговорка "нет дыма без огня". 

Кентавры и гандхарвы.

Эротические забавы кентавров с девицами стали сюжетом для множества картин. 

Франц фон Штук. Прогулка. 1903

С другой стороны, таким же популярным сюжетом для живописи ещё с древних времён стало убийство Гераклом кентавра Несса.

Геракл и Несс. Рисунок на амфоре конца VII века до н. э.

Я полагаю, что кентавры, как и сатиры с их предводителем Паном, в греческую мифологию попали из догреческого наследия [1]. Если считать догреческое общество Эллады и Эгеиды матриархальным, тогда становятся понятными "тёрки" между кентаврами и патриархальными героями.

У элладских кентавров есть родственники в Индии. Это гандхарвы, которые, скорее всего, относятся к доарийскому пласту мифологии. Гандхарвы, как и кентавры, обитают в лесу. Они привлекают женщин неизъяснимым очарованием, очень сладострастны и искусны в любви, чудесно пахнут и одеваются в разноцветные одежды (их появление ассоциируют с радугой).