Керамическая статуэтка богини. Чатал-Хююк. Музей Анатолийских цивилизаций (Anadolu Medeniyetleri Müzesi).
Рубенс стоит в сторонке и нервно покуривает от зависти...
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Керамическая статуэтка богини. Чатал-Хююк. Музей Анатолийских цивилизаций (Anadolu Medeniyetleri Müzesi).
"Негодяй — не ругательство. Негодяй — точное определение человека, не годного для жизни" (М. Горький).
В этом смысле Мистер Бин — законченный негодяй.
Это абсолютно неприспособленный для жизни человек. Всюду, где появляется Мистер Бин, он поступает как слон в посудной лавке: ломает и портит всё вокруг себя, ведёт себя как донельзя избалованный ребёнок. У меня он вызывает чувство отвращения и даже омерзения. Хотя этот мелкий пакостник симпатичен множеству людей, - его YouTube канал имеет 30,3 млн подписчиков. Может быть, отчасти, из-за этой бешеной популярности негодяя в современном общесте я и стал читать "Кризис современного мира" Рене Генона.
"В 20х числах сентября 2013 г., в районе Тарквинии было обнаружено очередное этрусское захоронение. Захоронение было датировано 610-600 до н. э. и было совершенно нетронутым: церемониальные предметы, керамика, ювелирные украшения, оружие, -- всё было на месте. Внутри было 2 каменных платформы: одна -- большая, со скелетом и копьём, а другая -- поменьше, с частично кремированными человеческими останками:
Об этом я прочитал у abintra2 в записи "Гробница этрусского принца. Краткий рассказ о том, как пишется история".
Я не берусь толковать, что означало сие копьё в контексте этрусских погребальных практик, - мне интересно другое. Труп мужа был кремирован, а труп жены был погребён в целости и сохранности. Такого я ещё не видел. Что бы это значило? Как это объяснить? Мы знаем, что отличительной чертой культуры Вилланова была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы. Но почему останки жены не кремировали? Доктор Рэндалл Маклвер недавно доказал, что в Тоскане погребения с кремациями культуры Вилланова через некоторое время сменились погребениями с трупоположениями, которые он приписывает этрускам. Если этруски были народом пришлым, тогда получается, что здесь мы наблюдаем совмещение двух культурных традиций. Муж был представителем культуры Вилланова, и его похоронили по обычаю предков, посредством кремации останков, а жена была из народа этрусков, и её похоронили согласно этрусской погребальной практике. Причём, кажется, в этой семье жена занимала доминирующее положение.
"Карфаген в период расцвета до смешного напоминал США 1865-1929 годов — страна, где любой человек, обладающий умом, деловой хваткой и стартовым капиталом, способен получить то, что он заслуживает. «Коммерческая цивилизация» приветствовала частную инициативу. «Там каждому дают возможность стать богатым!» — непритворно восхищается Аристотель. В Карфагене не душат запредельными налогами. Не конфискуют собственность при смене власти. Управленческая бюрократия пусть и коррумпирована (как везде), но эффективна. Отсутствует мобилизационное бремя — армия наёмная, следовательно ремесленника, квалифицированного рабочего на верфях или фермера не призовут под знамёна, если наступит грозный час. Средний класс может быть спокоен: его интересы соблюдаются.
Греки умудрились за минимальный срок эллинизировать даже суровых римлян, пускай и встречая сопротивление ретроградов наподобие Катона, убеждённых, что «греческая зараза» погубит Рим. В отличие от Эллады, пунийцы не стремились делиться своим культурно-цивилизационным наследием с покорёнными и соседствующими племенами. Они не пожелали «карфагенизировать» Ливию, Иберию или западную Африку по своему образцу. То есть превратить (насильно или по доброй воле) всех прочих в условных «карфагенян». Финикия и Карфаген не захотели стать цивилизаторским фактором ни в Африке, ни в Европе. Не видели необходимости передавать свои знания другим народам — знали, что через два поколения варвары будут знать и уметь всё то же самое, а значит... Значит, появится потенциальный конкурент".
Так пишет Gaius Anonimus, автор книги «С точки зрения Карфагена». Не вступая в спор с автором, я, тем не менее, мог бы добавить ещё одну немаловажную причину культурно-цивилизационной "закрытости" финикийцев и пунийцев. Это их религия, которая, в своих корнях и основах, родственна древней религии евреев. Иудеи (именно иудеи, а не христиане типа ап. Павла) никогда не "заморачивались" прозелитизмом, никогда не задавались целью проповедовать Библию "по всей вселенной, во свидетельство всем народам". Нет, наоборот, всю свою историю они только тем и занимались, как бы сохранить «святой остаток» или «святое семя» от осквернения окружающими народами, за что неизменно были ненавидимы всеми народами. Мне кажется, нечто подобное имело место быть и у карфагенян. Осознание себя избранным "народом Божиим", который вполне самодостаточен, могло оказаться непреодолимым препятствием для финикийского "культуртрегерства".