А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет о странной "женской болезни" среди скифов:
"Геродот (I, 105), рассказывая о разграблении святилища Небесной Афродиты в Аскалоне во время скифского набега на Сирию, добавляет: «На тех скифов, которые ограбили Аскалонский храм, и на всё потомство их божество ниспослало женскую болезнь (εήθεα κμοαμξ), так что скифы говорят, что они болеют вследствие этого поступка и что посещающие скифскую землю иностранцы видят, в каком положении находятся у них больные, которых называют энареями».
О «женской болезни» у скифов писали и другие авторы, отмечавшие её распространённость среди высших слоёв скифского общества. Псевдо-Гиппократ (De äere, 29) утверждает, что «этой болезни подвержены скифские богачи — не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом». Аристотель (Eth. Nic, VII, 7, § 6), по-видимому, полагает, что она была распространена среди скифских царей. Климент Александрийский (Protreph., II, 24) называет легендарного царевича Анахарсиса «как человека, который сам сделался женоподобным в Элладе и стал учителем женской болезни для прочих скифов».
Срібні монети скіфських царів із трьох династій. |