16 сентября 2022

О религиозных верованиях, традициях и преданиях эскимосов.

"В религиозных верованиях эскимосов преобладали женские божества. Главным из них была морская владычица Седна, известная в различных районах расселения эскимосов также и под другими именами, означавшими «она там, внизу», «старая женщина», «мать моря» и т. п. Образ её везде был одинаков. Эскимосы представляли её в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными, которых она время от времени даёт людям. Седна, так же как и другие женские божества, враждебна мужчинам. Мужа у неё, по одним мифам, совсем нет, по другим — это кобель, по третьим — мужчина, занимающий в её доме подчинённое положение. На суше Седне соответствовали «лесная хозяйка» у эскимосов тихоокеанского побережья и «мать-карибу» — у эскимосов Гудзонова залива. Некоторые эскимосские группы, например, нетсилик, верили, что Нулиахук, как они называли морскую хозяйку, повелевает не только морскими животными, но и оленями-карибу, и речными рыбами, и птицами.

Sculpture of Sedna, the goddess of the sea in Inuit culture, at the old harbour in Nuuk, Greenland.

У медных эскимосов шаман, заклиная снежную бурю, обращается к морской хозяйке. Медные эскимосы, как и эскимосы-нетсилик, считали «великую женщину» самой могучей и всесильной из духов. По наблюдениям Ф. Боаса, центральные эскимосы верили, что Седна правит и в загробном мире, являясь хозяйкой одной из мифических стран, куда отправляются души умерших. Культурные герои у эскимосов также преимущественно женщины. Надо полагать, что религиозные верования эскимосов, в которых господствовало женское начало, сформировались при матриархате.

Традиции и предания группы обычно могут храниться и передаваться потомству как мужчинами, так и женщинами. У эскимосов Гудзонова залива мужчины рассказывают то, что они сами видели и слышали, женщины же хранят и передают потомкам традиции, исторические рассказы и предания своей группы. Бабушки передают мифы и легенды внукам.

У эскимосов-нетсилик предания также рассказываются детям их матерями и бабушками. При этом интересно отметить, что, по словам К. Расмуссена, нетсилик считали свои предания подлинной историей. Предания и мифы образовывали основу религии и взглядов на жизнь. Нетсилик всегда ссылались на свои предания при обсуждении духовных вопросов. Отсюда следует, что женщины являлись хранителями не только преданий как таковых, но и исторических традиций и всей совокупности религиозных представлений нетсиликов и обеспечивали преемственность духовной жизни общины от поколения к поколению".

(Лев Абрамович Файнберг. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., Издательство «Наука». 1964. С. 205 и сл.)